В 2006 году я познакомилась с человеком, который заставил меня серьезно задуматься о школьной системе образования. Почему система такая и может ли быть иной.
До этого я не думала, просто на автомате пользовалась услугами в роли ученика – посещала уроки и изучала учебники.
Платила за пользование – здоровьем (очки, сколиоз, ВСД), нервами (контрольные, экзамены и прочее), нарушением самооценки (равнодушные и бестактные учителя, буллинг).
И не знала, что может быть иначе.
Когда я открыла Семейный центр раннего развития и творчества в 2005 году, была первейшая задача – подготовить Монтессори-педагогов из своих кадров.
Нужен был лучший специалист для обучения педагогов.
Тогда я и пригласила Константина Евгеньевича Сумнительного в Тюмень.
Для справки:
Константин Евгеньевич Сумнительный – доктор пед. наук, автор книг, профессор кафедры педагогики Московского института открытого образования, профессор кафедры теории и практики управления образованием Академии повышения квалификации, заместитель главного редактора газеты «Педагогический вестник», первый вице-президент Академии творческой педагогики (АТП) им. Л.И. Рувинского. директор Центра педагогики Монтессори, президент Фонда Монтессори (филиал AMI в России).
В общем, вы поняли, что это – авторитетный ученый и известный практик, который знает, о чем говорит.
В перерывах между обучением, мы с Константином очень много разговаривали. В основном о педагогике в мире, в России…
Однажды он сказал фразу, которая поразила меня резкостью и жесткостью. Я запомнила ее на всю жизнь и долго внутренне не могла согласиться.
Он сказал:
«Ира, школьная система — это большой унитаз. И чем позже ребенок в него окунется, тем лучше для него».
Сейчас, спустя 11 лет я хорошо понимаю, о чём он говорил.
За это время моя дочь успела поучиться в муниципальной школе, в школе с углубленным изучением гуманитарных наук, в частном дорогом лицее и на семейном обучении.
Я тоже профессионально успела многократно столкнуться и глубоко окунуться, так сказать…
Да, я с ним теперь полностью согласна.
Наша система образования — на удивление инертная, бюрократическая, отстающая от потребностей времени, не гуманная ни к учителю, ни к ребёнку.
К большому сожалению.
И так будет до тех пор, пока бОльшая часть родителей остается бездумными потребителями.
Для тех, кто уже чувствует желание спорить, прошу обратить внимание– я говорю не о отдельных гениальных учителях, радостных школьниках и доброжелательных школах.
О системе говорю.
По личному опыту могу сказать, что пока семейное обучение – наилучший выбор для ребёнка и в плане сохранения здоровья, и в плане выбора образовательных программ, и в плане воспитания и развития независимого интеллекта.
С уважением и без навязывания, мама СО-шница, нейропсихолог Ирина Коваль.