«Мой ребенок, 13 лет, совсем перестал нормально учиться. Лишь бы тупить в смартфоне и гулять с приятелями, больше ничего не хочет. Что делать, как замотивировать на учебу?» Это суперчастый вопрос ко мне, как к психологу. А я же не просто психолог, а нейропсихолог.
Поэтому расскажу, как обычно, про связь мозг-мотивация для начала.
Мозг человека состоит из разных зон. Некоторые отвечают за жизнеобеспечение, другие за высшие функции — внимание, память, мышление, а некоторые за эмоции и чувства.
Работа всех зон связана между собой сложным образом. Комплексно.
Вот и мотивация тоже комплексный процесс.
В основе работы мозга лежит передача импульсов по нейронам, сопровождаемая биохимией — высвобождением нейромедиаторов, химических веществ, которые эти импульсы передают.
Выработка нейромедиаторов происходит в лимбической системе мозга — совокупности большого количества разных отделов мозга. По отдельности эти отделы отвечают за огромное количество аспектов: гнев, страх, жажду, голод, половое влечение, формирование памяти и многое другое.
Но объединившись в единую структуру, лимбическая система отвечает за мотивацию и желание что-то делать, или наоборот НЕ делать любой ценой.
Как лимбическая система мотивирует человека?
Посредством нейромедиаторов, которые она вырабатывает. Это широко известные: серотонин, дофамин, окситоцин и эндорфин. Их ещё называют “гормонами радости».
Каждый из них придает тем или иным событиям ощущения, которые мы называем просто — эмоциями/чувствами..
Когда мы совершаем какие-либо действия между нейронами мозга формируется связь. Высвобождаются нейромедиаторы и мы ощущаем эмоции по поводу этих действий, то есть попросту говоря получаем удовольствие.
При этом активируются центры памяти в другом отделе мозга — гиппокампе, мозг запоминает, какое действие привело к удовольствию и стремится его повторить.
Лимбическая система очень древний отдел мозга, она отвечает за базовые модели поведения человека — за выживание. “Нападай”, “Убеги”, “Произведи потомство”, “Защищай малышей” — все это сигналы лимбической системы. Лимбическая система есть у многих видов на земле, даже у лягушки.
!!! Но человека отличает от остальных видов развитая КОРА головного мозга. Та область, которая ответственна за обработку абстрактных понятий. В том числе, абстрактных ЦЕЛЕЙ, ТИПА ОБУЧЕНИЯ ИЛИ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ ПОХУДЕНИЯ .
Взаимодействие коры и лимбической системы и лежит в основе мотивации.
Допустим, вы пришли в ресторан, вы взяли меню и готовы заказать блюдо. Ваша лимбическая система диктует вам: “Съешь побольше, нужно есть больше чтобы выжить”, но кора головного мозга тут как тут: “Нет, мы же на диете, возьмем салат”. И вы выбираете салат.
И тут начинается самое интересное.
Когда автоматические сигналы лимбической системы преодолеваются сигналами коры, создаются новые нейронные связи, а следовательно выделяются нейромедиаторы. И мы чувствуем удовлетворение, радость от ПРЕОДОЛЕНИЯ самих себя, от достижения промежуточной цели (я СЕГОДНЯ МОЛОДЕЦ, Я ДЕРЖУСЬ НА ДИЕТЕ, НЕ СМОТРЯ НА ИСКУШЕНИЯ).
Выброс нейромедиаторов при достижении промежуточной цели подстегивают мозг и дальше, для достижения большей абстрактной цели (ПОХУДЕТЬ НА 10 КГ К ЛЕТУ).
Таким образом, в выборе между минутным удовольствием от сигналов лимбической системы и продолжительным от сигналов коры, мозг выбирает последнее.
Как мозг выбирает ту абстрактную цель, к которой будет стремиться?
Точно ученые пока не знают, могут лишь предполагать. Возможно происходит оценка конечного удовольствия при значимости цели для человека, а возможно, оценивается труднодостижимость цели, ведь чем больше выполнения промежуточных целей необходимо, тем больше удовольствия получит мозг.
Вот такая биохимия мотивации.
Вот у нас подросток 12 лет, с не развитым ещё мозгом (мозг заканчивает развитие к 25 годам, я подробно об этом расскажу в уроке в 6-ом письме рассылки ссылку на которую дам в конце поста). И нам надо чтобы он ЗАХОТЕЛ УЧИТЬСЯ САМ.
А что происходит с подростком в этом возрасте?
Кора еще частично «СПИТ», не активна.
А вот лимбическая система (нападай, убеги, производить потомство, защищай своё) как раз разгоняется все сильнее и сильнее. Идет процесс активного развития в этой области.
Чего же будет хотеться ребенку, лет 12-15?
- Кушать то, что дает быструю энергию мозгу и телу (жиры, углеводы).
- Спать и бездельничать (надо восстанавливать ресурсы, так как мозг активно развивается и тратит их).
- Много общаться с подобными себе (своим «племенем») и получать безопасность, поддержку
- Проявлять агрессию, защищая свои взгляды, свободы, выборы и друзей.
- Секса и отношений.
- Изучать новое.
Куда в этом списке вклинить учебу в скучной школе?
Это сложный вопрос, да? Давайте еще немного поизучаем, что для мотивации важно.
Что для мотивации важнее всего?
4 главные фактора мотивации:
- Быстрое получение вознаграждения.
- Избегание проблем и боли.
- Желание быть с единомышленниками.
- Желание изучать новое.
SCARF-модель
А еще, думая про мотивацию, важно знать про SCARF модель.
SCARF модель включает в себя пять областей социального опыта человека:
- Статус (Status) – относительная важность для других.
- Определенность (Certainty) — уверенность в своем будущем.
- Автономия (Autonomy) — чувство контроля над событиями, возможность выбора.
- Связанность (Relatedness) — ощущение безопасности в мире, дружеские, а не вражеские отношения.
- Справедливость (Fairness) — восприятие равнозначности обменов между людьми.
Эти пять областей вызывают в мозге реакции — «основная награда» или «основная угроза». Например, воспринимаемая угроза социальному статусу активизирует те сети мозга, которые реагируют на угрозу своей жизни.
Если стимул связан с положительными эмоциями или вознаграждением — это, вероятно, вызовет желание действовать, стремясь К цели.
Если стимул связан с отрицательными эмоциями или наказанием, то, вероятно, человек постарается избежать его.
В общем, любое событие человек помечает как «хорошо» или «плохо» для себя.
Статус
Статус является наиболее значимым определителем человеческого долголетия и здоровья. Это ОЧЕНЬ ЗНАЧИМЫЙ ФАКТОР в мотивации. Особенно для подростков.
Учителям и родителям следует больше внимания уделять СНИЖЕНИЮ УГРОЗ статуса подростка, если они хотят получить мотивацию.
Хорошим способом повышения статуса является предоставление возможности совершенствоваться в том, что выходит у ребенка хорошо.
Создание учебных мини групп, команд, позволяет подросткам, участвующим в них, ощущать свой социальный статус в компании.
Возможность опытным детям выступать наставниками, обучать начинающих в такой группе — подчеркивает статус первых.
Самое простое и доступное, как это сделать:
- Давать обратную связь, общаться позитивно.
- Не посягать на статус ребенка, не унижать, не отпускать саркастичные замечания и прочее.
- В присутствие других вознаграждать положительными отзывами.
Поддержка, позитивное и полноценное общение. Это не просто для современного родителя.
Определённость
Мозг — это машина распознавания образов, которая постоянно пытается предсказать ближайшее будущее.
Мозг опирается на память, ожидания взяты из предыдущего опыта.
Большие неопределенности, например, когда ребенок не знает, что ожидать от учебы, учителя, школы, родителя или когда учебные задачи находятся вне зоны комфорта — очень утомительны, требуют трат резервов.
Поэтому все люди, и дети тоже, стремятся к повторяемости.
Мозг человека имеет «психическую карту» мест, где он испытывают легкость и защиту от неопределенности. А любой вид существенных изменений порождает неопределенность.
Неопределенность может быть уменьшена множеством простых способов.
Наличие стратегии, планов, структуры повышает ясность и улучшает уровень организации в будущем и снижает неопределённость.
Поэтому все сложные проекты следует делить на небольшие реализуемые шаги.
Подростку нужно помогать с планированием, с делением задачи на шаги. Так как та область, которая отвечает за контроль и планирование относится к коре мозга и совсем еще не зрелая.
Наличие понятных и доступных правил тоже повышает определённость.
Дисциплина жизненно необходима всем детям для адекватного развития мозга, личности и психики. Только не тупая, основная на токсичности, страхе и подавлении. А дисциплина НА ФОНЕ ЛЮБВИ. И это не простое дело для современного родителя.
Автономия
Потеря контроля над своей жизнью и окружающими событиями повышает стресс и убивает мотивацию.
И меняет функционирование организма и биохимию мозга. А неконтролируемый стресс бывает вовсе разрушителен для личности.
Предоставление возможности выбора из нескольких вариантов позволяет, повысить автономию.
Как повысить автономию для подростка дома?
Своя территория, уважение границ территориальных и личностных, обустройство учебного места.
Вы задаёте рамки, в которых подростку даете самостоятельность. И создаёте общение без эмоционального насилия. Это тоже сложная задача для современного родителя.
Связанность
Нейробиологи говорят, что человеческий контакт является основной движущей, как потребность в пище, силой.
Отсутствие безопасных социальных взаимодействий воспринимается, как одиночество и угроза.
(Кстати, алкоголь, травка помогают уменьшить эту угрозу, что во всем мире позволяет подросткам легче общаться с незнакомцами, к сожалению).
Такую же функцию — снижение угрозы связанности — служат ритуалы приветствия, рукопожатие, обсуждение общих тем (вроде погоды, тиктока, учителей, школы, родителей и «заскоков» их поколения).
Для подростка связанность особенно важна. Особенность возраста — потребность в принадлежности к своей группе очень высока и связана с развитием самоидентификации, сепарацией от родителей.
Как можно повышать мотивацию, увеличивая связанность в школе и дома?
- Путем неформальных встреч. Подростки, объединяющиеся по личным аспектам, лучше сотрудничают по учебным вопросам. Нужны кружки, допзанятия по интересам. Онлайн или офлайн.
- Обсуждение во время обучения ОТВЛЕЧЕННЫХ тем повышает связанность и уменьшает ощущение угрозы. Надо давать возможность детям просто поболтать о том что ИМ интересно.
Как родители относятся к онлайн общению своих детей? Малопозитивно. Как относятся к болтовне когда «нужно заниматься серьёзными делом, а не фигней страдать»? Тоже малопозитивно.
Справедливость
Чувство справедливости — сложная и тонкая характеристика и, из всех указанных факторов, более всего зависит от субъективного восприятия.
Достаточно разного отношения к детям, чтобы они начали начали ощущать угрозу и мотивация снизилась.
Повышение прозрачности действий, правил, взаимодействий в классе и в семье повышает субъективный уровень справедливости.
Отсутствие четких правил способствует напряжению. Расхождение в оценке схожих работ, достижений делает людей несчастными и мотивацию снижает.
Ну, тут все совсем не просто, и в школе и дома справедливости с точки зрения подростка — кот наплакал.
Что же делать с мотивацией к учёбе?
Давайте соберём информацию в кучку.
Уровень мотивации максимален, когда человек верит в достижимость цели.
Надо ставить достижимые небольшие цели.
Разделять большие задачи на части, показывать связь маленьких достижений и наград с большой конечной целью.
Уровень мотивации зависит от чувства безопасности ДЛЯ МОЗГА ребенка.
В результате ощущения угрозы префронтальная кора получает меньше кислорода и глюкозы, что влияет на рабочую память и возможность сознательной обработки информации. Поэтому в случае угрозы со стороны родителя, учителя, одноклассников ребенку труднее найти умные ответы (ведь его когнитивные способности уменьшаются в этот момент) на сложные вопросы.
Безопасность связана с моделью социального опыта SCARF.
Уровень мотивации максимален, когда есть интерес к делу сам по себе или когда в итоге достижения цели будет получение желанного вознаграждения.
Когда не интересно или вознаграждение не интересно — уровень мотивации минимален.
Уровень мотивации максимален, когда движение к цели подогревается промежуточным вознаграждением за промежуточные результаты.
Выводы из этого какие?
У меня лично такие:
- Нужно хорошо знать своего ребенка, чтобы замотивировать его на учебу:
- Чем живет.
- Какие НАСТОЯЩИЕ интересы.
- Какие реальные потребности здесь и сейчас требуют удовлетворения.
- Нужно потрудиться несколько лет, чтобы получить результат.
Почему несколько лет?
Ну, возьмём, например, интерес. Интересно занятие, если ценность этого занятия осознается. Смыслы и ценности — наше всё. И силу воли помогают включать и интересы на этом строятся.
Есть только одна проблема. Интерес невозможно ввести уговорами или принуждением. Не тот возраст.
Разговоры о будущем и страшилки, что без образования не найти хорошую работу будут иметь смысл, если подросток готов вас услышать. И если он сам об этом раздумывал. В остальных случаях мозг подростка эту информацию проигнорит.
Подросток должен осознать ценность обучения. Сам.
Тема сложная, так в подростковом возрасте обучение то как раз уже и не особо интересно.
Работу на этот интерес нужно начинать либо сильно заранее, в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Либо набираться терпения, вырабатывать стратегию, тактику, менять привычный стиль общения и воспитания, изучать ребенка своего и т.д.
Что нужно точно сделать?
Забыть о нравоучениях, авторитарности и давлении в любом варианте. Особенно если подросток склонен к агрессии, тревожности, имеет низкую самооценку и проблемы в отношениях с близкими.
В остальном — стоит не спешить, узнать ребенка как можно лучше и ВЫРАБОТАТЬ ПЛАН.
Разумный, осуществимый, учитывающий особенности ребенка, семьи, родителя.
100% родителей, которые обращаются ко мне с проблемами мотивации к учебе у своих детей имеют НЕ оптимальные стили воспитания.
Не знают особенности работы мозга своих детей.
Не знают реальные их потребности.
Не знают самих себя, как родителей.
И не имеют ни стратегии разумной для роста мотивации у ребенка, ни тактики, ни рабочего плана.
Я помогаю родителям все это осмыслить узнать, присвоить и сотворить на курсе «Эволюция вашего родительства».
Я там даю цельную СИСТЕМУ с ответами на все вопросы. И практику. И поддержку.
Узнаете себя, ребенка, измените подходы, выработаете план.
Результаты родители получают уже в процессе занятий.
ЧТОБЫ ЗАБРОНИРОВАТЬ МЕСТО НА СЛЕДУЮЩЕМ ПОТОКЕ — ПИШИТЕ МЕНЕДЖЕРУ ПРОЕКТА (НАЖИМАЙТЕ НА КНОПКУ НИЖЕ И ПЕРЕХОДИТЕ К ДИАЛОГУ)
Также в этом диалоге можно задать вопросы технического или организационного характера, уточнить информацию по оплатам.
Про мотивацию было полезно? Интересно?
Могу дальше рассказать, если хотите.
Надо?
Жду отклики.
С уважением, Ирина Коваль, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка», автор курсов экспертного родительства.