» Ирина, здравствуйте. Где-то у Вас можно почитать, чем нужно заниматься с ребенком пяти лет?
Вырезать, раскрашивать, лабиринты, рисовать, клеить? Конкретный план развития дошкольника такого возраста.»
На каждом курсе по родительству и воспитанию мне задают подобные вопросы.
И всегда идет перечисление типа того, что выше — почти все родители свято уверены, что:
1. Специально «развивать» через занятия жизненно необходимо.
2. «Развивать» — значит использовать сугубо педагогические подходы и занятия. Лепить, лабиринты отгадывать, вырезать и т.д. Как в садике.
На самом деле все это — крошечный кусочек деятельности, НЕ определяющий успешность и качество развития ребенка.
Ребенок может совсем не лепить на спец.занятиях дома или где-то в учреждении, не вырезать специально что-то и не рисовать, и при этом быть прекрасно развитым для своего возраста человеком.
А может постоянно заниматься лепкой, вырезанием и т.д. и быть не развитым человеком или развитым «криво», не гармонично.
Что такое развитие ребенка?
С точки зрения нейропсихологии , это формирование новых нейронных связей, нейронных цепей в детском головном мозге, под влиянием генетической программы и стимулов от окружающего мира.
Стимулы — это та нагрузка, которую предъявляет ребенку окружение (родители, в первую очередь). Что нагружается, что стимулируется, то и будет расти в мозге (и психике).
А как родители стимулируют развитие детей?
Через то, что родители делают ежедневно с ребёнком и около него, говорят ребёнку, реагируют на поведение ребёнка.
Все это для мозга ребенка — стимулы.
Стимулы для того, чтобы и запомнить , и отреагировать, и принять как программу к действию, закрепить эту программу через повторение, присвоить.
Из года в год родители, своим поведением , стимулируют определенным образом развитие мозга и психики ребенка, формируют его нейронные связи в определенном ключе.
То, что сформируется в мозге под влиянием стимулов будет видно снаружи в привычном поведении, реакциях и выборах ребенка.
Что является главным критерием развитости? Разве владение ножницами? Или умение катать колбаски из пластилина и лепить?
Или умение искать выход из типового лабиринта в «развиваеющем пособии»?
Нет, конечно.
Главный показатель развитости — развитость мышления.
Мышление – это не просто набор знаний, и даже не просто оперирование набором знаний.
Мышление – это способность человека создавать сложные модели реальности.
За мышление в нашем мозге отвечает так называемая «дефолт-система мозга» (ДСМ).
Дефолт-система мозга используется для обеспечения процесса мышления о сложных, неоднозначных, многомерных вещах.
В первую очередь- об отношениях между людьми, явлениями, процессами в мире . Это очень сложные, многомерные и неоднозначные задачи.
ДМС открыл Гордон Шульман, который, изучая мозг человека с помощью ФМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии), обнаружил удивительную вещь.
=========
Оказалось, что при решении интеллектуальных задач, когда человек вроде бы сосредоточивается и активно мыслит, его мозг, напротив, снижает свою активность.
==========
Данные свидетельствовали: когда мы решаем какие-то задачи, наш мозг снижает активность в целом ряде областей: в медиальной префронтальной коре (помогает понимать других людей), в латеральной теменной коре,
в задней части поясной извилины (помогает оценивать иерархию в обществе, сопротивляться мнению большинства) и ряде других зон.
Иными словами, считая в столбик, ваш мозг МЕНЬШЕ трудится, чем когда вы «витаете в облаках» своих мыслей и, казалось бы, не совершаете никакой интеллектуальной работы.
Когда человек отвлекается от сосредоточения на конкретном деле, мозг начинает «на автомате» продумывать наши отношения с другими людьми и прочие сложные и многомерные вещи.
Есть в мозге другие важные нейронные сети.
Например, сеть выявления значимости (СВЗ), которая обеспечивает возможность сосредоточиваться на конкретной интеллектуальной задаче.
Большое значение имеет центральная исполнительская нейронная сеть (ЦИС), которая обеспечивает обработку получаемой информации – оценивает и анализирует внешние стимулы.
Все эти три системы (глобальные нейронные сети) между собой постоянно «спорят», то есть, говоря научным языком, являются антагонистами – работает или та, или другая.
Если у человека включается сеть выявления значимости (СВЗ), то центральная исполнительская сеть (ЦИС), затихает.
Поэтому когда взрослый мозг, не говоря уже о мозге ребенка, нейронные сети в котором еще только формируются, занят конкретными занятиями по образцу, он не может думать о социальных связях и важных, объёмных, многомерных вещах.
Не может абстрактно мыслить, воображая, фантазируя.
Дефолт-система мозга, которая отвечает за СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ, формируется в процессе социальных взаимодействий с другими людьми , вне спецзанятий, требующих спецсосредоточения.
Впоследствии , по мере роста и развития она отвечает и за абстрактное мышление, это сложный интеллектуальный процесс, высшее мышление.
Сначала человек учится создавать сложные отношения между людьми – в семье, с дальними родственниками, соседями, другими детьми и знакомыми. Учится , осваивая новые понятия и то, как они связаны между собой в мире. Это все — долгий процесс развития и формирования дефолт-системы мозга.
Чем сложнее социальные общности, чем объемнее взаимосвязи между предметами и явлениями мира,
которые ребенок способен осознавать, тем более сложные интеллектуальные объекты он может в своем мозге строить и воспроизводить. Тем более он РАЗВИТ.
К 10-11 годам дефолт-система мозга, морфологически созревает, то есть все клеточки мозга «созрели» , но развивать и наращивать связи она будет еще очень долго.
Что помогает ребенку развивать способность мыслить?
Наверное, уже понятно, что не вырезание.
Вот перечень самых важных для развития мышления занятий:
1. Полноценое общение с родителями и другими значимыми взрослыми.
Полноценное общение — это доброжелательный, заинтересованный диалог: вы с ребенком разговариваете и, что еще важнее, слушаете друг друга.
Темы разговоров имеют важное значение, но еще важнее сам факт диалога. Полноценное общение должно быть постоянным, должно быть нормой вашей жизни с ребенком.
Постоянное полноценное доброжелательное общение помогает:
— сохранять доверительность, уважение и любовь ребенка к вам;
— демонстрировать вашу любовь, поддерживает фон любви;
— помогает ребенку справляться со стрессами;
— помогает предотвратить серьёзные проблемы;
— формирует мировоззрение, нравственность, самооценку ребенка;
— способствует развитию мышления;
— способствует развитию речи;
— способствует развитию высокоморальных и других важных для гармоничной личности качеств (сопереживание, чуткость, доброта, юмор и прочее).
Речь тут, разумеется не идет об общении детей между собой в саду. И не идет о бытовом общении, о том, что нужно сделать, куда пойти и все прочее. Речь о позитивном, личностном общении между ребенком и значимым взрослым.
2. Игра.
Игры ребенку жизненно важны всяческие — ролевые, групповые, индивидуальные — режиссёрские, не директивные, без правил и организованные по правилам. Тут и навыки общения обрабатываются, и фантазирование, моделирование событий в их взаимосвязи — все то, что напрямую развивает дефолт-систему.
3. Движение.
Физкультура, целенаправленые занятия и много свободной активности. Особенно на воздухе. Это база для развития и поддержания активности мозга. Об этом многое можно рассказать, но в другой раз.
4. Самообслкживание и помощь родителям в домашних делах.
Тут и изучение алгоритмов действий- подготовка к математике, логическому мышлению, работа памяти, восприятия, мелкой и крупной моторики, координации движений, развитие пространственного мышления и прочие полезности.
Вот это, вышесказанное — главное в обеспечении развития для дошкольника.
Кроме этого важно:
5. Время для ничего не делания.
6. Чтение ребенку вслух.
7. И на последнем месте идут все эти специальные пед.занятия — лепка, вырезание и прочее.
Главное — полноценное общение и игра.
Именно это помогает ребенку развивать дошкольнику мышление — главное, что отличает человека от животных.
Если мы не создаём необходимую для нормального развития мозга ребёнка среду — не рассказываем о явлениях, процессах, отношениях, мире и взаимосвязях в нем, о высших смыслах, вникать в суть того, что ему рассказывают, делать логические выводы, извлекать уроки из допущенных ошибок он НЕ учится. Необходимые нейронные цепи не формируются.
Многие современные родители не умеют полноценно общаться со своими детьми. Нас этому не учили, с нами так не общались.
Многие считают, что ребенок мал и не поймет важных , смыслообразующих вещей.
Многие не могут полноценно общаться из-за собственных психотравм и привычных токсических реакций на «триггерные темы».
Но полноценному общению можно и нужно научиться!
Многие родители даже не представляют себе , как это просто — развивать ребенка.
Все это происходит между делом, не требует выделения денег или большого количества времени.
Я рассказываю родителям о развитии и воспитании уже 15 лет. Именно с точки зрения нейропсихологии, науки «о законах жизни» мозга.
Вот тут можно подробнее почитать об этом
https://vk.com/@up4brain-programma-podrobnaya
Именно при таком подходе — с точки зрения жизни детского мозга — и стоит рассматривать воспитание.
Такое понимание обеспечивает экспертность.
Осознанность.
И эффективность.
В отличие от разрозненных педагогических и психологических лайфхаков, популярных у современных родителей. Совершенно бесполезных, а иногда и откровенно вредных для детского развития.
Было интересно? Продолжить тему «что действительно важно для развития и воспитания»?
Жду откликов под постом и .
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.