— Это нечестно, не буду сейчас делать! Завтра сделаю эти примеры!
— Завтра праздник, все в Храм, потом вы с Сёмой играть будете, потом можно поехать в парк с дедушкой. Зачем же завтра тратить время на уроки? Тут осталось то 16 примеров и 2 задачи.
Аргументы не действуют, сын захвачен идеей несправедливости. Насупился, закуклился в покрывалко и демонстрирует вселенскую печаль и возмущение одновременно. Он устал. Перед этим он уже решил кучку примеров и заслужил отдых. Правда, он уже отдохнул 30 минут и для его мозга это достаточно. Но ему хочется еще поиграть.
Мне его жалко, я же мама. Но я знаю, что завтра он до обеда на службе, будет Причастие, потом праздничный обед, потом прибегут с другом возбужденные предстоящими перспективами совместных игр и точно будет не до математики. А вечером ему учиться сложно, да и не сильно полезно. Поэтому, жалость- подальше. Я же мама.
Продолжаю говорить спокойно и доброжелательно.
— Надо сделать сейчас.
— Там много! Не хочу, я уже 5 упражнений сделал.
— Ты отдохнул достаточно. Давай посмотрим, что осталось?
— Смотрел уже!!! Много осталось!
Говорит раздраженным тоном, лежит согнувшись, с головой закрывшись. Торчат только круглые пятки. Как же я его люблю… И как устала сидеть, все мышцы ломит, надо быстрее прилечь, пока боль не стала невыносимой. Но не могу, дело не сделано.
Воспитание складывается из мелочей, одно цепляется за другое. Вроде бы и ерунда, ну решит он эти примеры завтра никто не помрет же от этого. Но сегодня позволю ребенку сделать по своему в «мелочи», завтра позволю, послезавтра, через неделю — войдёт в привычку.
Кроме того, учеба — это как раз не мелочь в моей воспитательной системе ценностей. Наоборот, учеба у нас относится к той части дел, которые обязательны и важны. К той, на которых я воспитываю у сына ответственность и волю. Отвественность за свои слова, свою жизнь. Волю к победе, волю преодолевать, волю выбирать «надо», а не «хочу».
Знаю, это не популярное мнение нынче. Сейчас родители увлечены идеей следовать за интересом ребенка, придумывать игры, увлекать и вовлекать в учебную деятельность. Настолько увлечены, что про формирование воли начисто забывают.
Не переживайте)
С увлечённостью математикой у моего сына все супер, я не мучаю ребенка тупой строгостью.
Математика ему нравится, мы и играем в игры, и рисуем задачи, и хохочем в процессе. Сплошной позитив. БОльшую часть времени сын самостоятельно делает домашку, иногда уточняя у деда или меня подробности или просит проверить решение.
За первый год обучения я сформировала у него понимание, что учеба это интересно, что не ошибаются те, кто ничего не делает и ошибки это хорошо, что идеально не нужно, нужно разумно, что учеба его мне не нужна, а нужна ему для дальнейшей жизни и прочее. Не правда, что дети этого всего не понимают. В 8 лет, при более-менее нормотипичном развитии и верных воспитательных подходах, основанных на любви и дисциплине, все понимают.
Но сыну всего восемь. И иногда бывает вот так, как сейчас. Просто он ребенок и это нормально.
Он сопротивляется очень интеллигентно, это у нас семейное. Но упорно. Уважаю его упорство, хорошее качество).
Однако, надо же сделать примеры.
— Садись, сынок. Я понимаю, что тебе хочется поиграть, ты устал и раздражён, но я прошу тебя доделать эти три упражнения. Прямо сейчас. Я помогу, сделаем быстро.
— Я не могу, я должен успокоиться. И это не честно!
— Тебе кажется это нечестным, ведь ты уже решил много примеров сегодня и расчитывал, что остальное будет на завтра, я понимаю. Но я все равно прошу тебя сейчас сделать три упражнения, это важно сделать сейчас. Я помогу, это займёт 30 минут. И будешь играть.
Сколько тебе надо времени нужно , чтобы успокоиться?
— Не знаю!!!Много!
— Даю пять минут на успокоение. Подыши животом, почитай молитву, мозг переключится.
Пять минут лежу, сын рядом лежит замотанный и усиленно «страдает».
— Все, время вышло. Садись. Помоги, пожалуйста, найти страницу. (Вовлекаю его в деятельность, у него в силу темперамента переключение медленное и достаточно долгий период врабатываемости , главное начать и помочь перключиться)
— Там закладка…
— Я не могу открыть, пальцы болят, помоги, пожалуйста.
Садится, помогает.
Я продолжаю вовлекать и переключать.
— Спасибо. Какой номер? 96? Ага. И до 99, да? Смотри, тут и не много. Давай я подиктую…
Сразу начинаю диктовать пример. Если сейчас я дам ему примеры делать самостоятельно, он еще долго будет «залипать» в эмоциях. А еще на этот год одна задач — усилить слухоречевую память. Поэтому, диктую, убивая двух зайцев сразу.
Садится насупленный, начинает писать. Оооооочень медленно выводит цифры. Ооочень тщательно. Вооооот так прииииииимеееерно приииишеееет.
— Слушай, давай я буду один пример писать, а ты другой? По очереди?
Мне хочется быстрее сделать эту домашку, я устала, мне больно и …все, короче. Быстрее сделать и больше ни о чем не думаю.
Но мое предложение помощи приводит к неожиданным результатам.
— Ты хочешь пописать?Сын идет за чистой тетрадкой, дает мне ручку.
— Вот, здесь пиши. Это новая тетрадь.
— Э…спасибо. Но я хотела ТЕБЕ помочь быстрее доделать задание, а не просто пописать. Мне не хочется просто писать, хочется чтоб домашка быстрее была сделана.
Сын в недоумении…
— Ты что хотела в МОЕЙ тетради писать за меня?
— Ну, да…
— Это же МОЯ тетрадь. Я тут стараюсь. Здесь только мне писать можно, это МОИ задания.
Господи прости! Я продукт школьной системы 80-х и 90-х, я все еще заражена этой пакостью. Делать, чтоб сдать. Выучить, чтоб отстали.
Спасибо, сын, ты меня тоже воспитываешь. У тебя, не испорченного системой нет даже намёка на такие мысли.
Это ТВОЯ тетрадь. ТВОЯ учеба. ТВОЯ ответственность за качество ТВОЕГО обучения. Мне удалось это сформировать в твоих ценностях, слава Богу. Только свои «кривые» вылезли под влиянием усталости… Что же сказать в ответ?!…
— Ты так медленно пишешь, думала тебе трудно…
— Я МОГУ писать быстрее. Просто сейчас я еще успокаиваюсь. И стараюсь.
— Да? Серьезно? А на сколько быстрее можешь?
Берет другую тетрадь, демонстрирует хорошую скорость. Действительно, быстро пишет. А я даже не знала. Он домашку делает в основном сам, в своей комнате. И с учителем 2 раза в неделю занимается.
Три месяца назад писал еще медленно, а если быстро, то кривовато. Ему не нравилось, хотел красиво. Привита ценность — если делаешь, делай хорошо. И учитель у нас золотой, как-нибудь напишу про нее, огромное ей спасибо, во всем меня поддерживает.
Наблюдаю скачок в развитии, однако. Ура! Очередной скачок и прямо по плану, что подтверждает в очередной раз верность моего подхода, основаного на знании нейропсихологии развития.
Чем ближе к 9 годам , тем более зрелой становится мелкая моторика и координация глаз-рука. В адекватных для развития условиях — неизбыточная стимуляция, хорошие условия для роста нейронной сети.
ВНИМАНИЕВ комментах работают мошенники. Я отвечаю только лично, помощников у меня нет.
Мы дома минимизируем негативные последствия техногенной цивилизации, это очень помогает мозгу сына развиваться по природой заложенному плану. А тут еще ежегодный анализ на все витамины и элементы недавно сдали, нутриенты скорректировали и уже месяц пьём по новому, перешли на безглютеновую диету, организм получил энергию для развития, вместо утилизации токсичных веществ.
Итог — мозг хорошо «стартанул» в функциях. Это и должно происходить в норме само собой, без дополнительных «развивающих и опережающих» методик.
Надо создавать благоприятные условия для мозга ребенка. Для каждого — свои.
Мысли мелькнули, возвращаюсь к математике.
Выражаю бурное восхищение скоростью письма.
Надо прямо сейчас добавить сыну «позитивных» гормончиков для эффективного обучения.
Радуюсь! Хвалю! Сын довоооолен).
Зажигается от меня позитивом, настроение отличное. Начинает показывать свою тетрадь — как писал в начале и как сейчас. Это за месяц такие здоровские изменения. Еще бурно радуюсь.
Сын в приподнятом настроении, врабатывание в деятельность произошло, концентрация внимания высокая и продержится так ещё минут 20. Нам хватит этого времени как раз.
Мозг сына ощущает себя в безопасности и может сосредоточиться на учебе .
Сын быстро все дорешивает и под конец зависает на заданием из учебника Пчелко за 2 класс: запишите «87 — 10» и дальше вычитайте по 10, пока это будет возможно.
Записал «-10» уже 8 раз и думает…
— Я могу еще раз отнять. Будет «-3». Так?
— Да, но тут не нужно этого делать.
— Почему? Это же правильно?
Почему, почему, почему… Ищу разумный ответ. Чтобы не в стиле «потому, что так сказано», и не» потому, что вы отрицательные числа еще не проходили», и не «делай, как сказано быстрее».
Все это убивает критическое и творческое мышление.
Так в школе делают. А мы ушли на СО, чтоб не убивать способности мозга, а развивать.
Надо поддержать и рассказать важное про математические задания. Придать смысл.
— Да, это верно. Ты можешь отнять еще 10. И будет «-3». А потом еще отнять, сколько будет?
— 13.
— Да, а дальше?
— 23, — 33, — 43…
— Стой. Да, верно. Как я рада, что ты это понимаешь! У тебя отличные способности к математике (внушение и поощрение между делом).
А есть ли окончание у этого примера?
— Нет, хоть всю жизнь можно вычитать.
— Да. Но знаешь что? В математике важно не только верность действия. Важен еще контекст и смысл задания и этапность освоения науки. Математика — это точность, смысл и этапность. Вы сейчас подробно изучаете этап не с отрицательными числами ведь, хоть ты и знаешь про них немного?
— Да
— Да, ну вот исходя из этого контекста, тут подразумевается, что надо остановиться на последнем возможном положительном числе.
— Ясно. А я мало еще знаю про отрицательные числа?
— Конечно! И из математики мало в целом! Математика — это целая вселенная со своими героями и законами, битвами и мирами! Ты только арифметику изучать начал. Впереди куча интересного!
— Здорово, я люблю математику. И хорошо понимаю, у меня способности же к ней.
Здорово, сын уверен, что он способен к математике но… нужен баланс.
— Да. И способности есть , и воля начала формироваться, и мы с тобой играем, и деда тебе много рассказывает и учитель у тебя замечательный. Смотри, какая Алена Григорьевна молодец! Как она старается передать тебе знания. Я ее очень уважаю и ценю!
Баланс. Важно формировать не только уверенность ребенка в своих силах. Важно, чтобы уважение к усилиям учителя было, понимание сколько труда она прикладывает для блага ребенка и чтобы уважение к родственникам было, которые помогают, жертвуя своим временем. А иначе — рост гордыни неизбежен.
— Я все тогда! Семь получилось. Готово. Пойду поиграю?
— Да, все сделал. Аккуратно и быстро, на мой взгляд. А как тебе показалось долго или быстро?
— Ну… не долго. Нормально.
— Видишь, не даром есть пословица «глаза боятся, а руки делают». Иди играй, конечно. И я отдохну. Люблю тебя.
— Я тебя тоже!
Маленький кусочек нашего СО из вчерашнего дня. Полчаса любви на фоне дисциплины.
Перечитала и думаю — о чем это? Что хочу сказать?
Да просто делюсь. Может и полезное что-то для себя возьмете, буду рада).
Хотите понимать причины поведения своего ребенка?
Быть дружелюбным наставником и помощником в обучении вашего ребёнка?
Разумно воспитывать с опорой на знания о развитии мозга?
Формировать волю и мировоззрение между делом и без насилия?
Эффективно развивать способности без особых финансовых затрат и без риска навредить?
Знать, какое питание полезно для растущего мозга?
Я обучаю этому на моих онлайн курсах экспертного родительства.
Пишите в личку «Хочу на курс», расскажу подробности.
Хотите еще о нашем СО почитать? Пишите в комментариях «да», если интересно.
P.S. На фото тетрадь в конце мая и в конце августа.
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка» и мама двух СО-шников (один уже в ВУЗе) Ирина Коваль.