Обычно, ребёнок в младшей школе часто слышит примерно следующее:
- Надо ходить в школу, это важно.
- Посмотри, как Маша (Ваня, Игорь…) учится, ты же не глупее.
- Будь внимательнее.
- Слушай (слушайся) учителя.
- Надо доделать домашнюю работу.
- Ты собрал портфель? Молодец.
- Ты все уроки сделал? Сейчас проверю.
- Я буду ругать тебя (накажу), если будешь плохо учиться.
И так далее.. Это говорится ежедневно, между делом, с одной и той же, привычной интонацией.
Гораздо реже ребёнок слышит о важности обучения, но это, как правило говорится нудно, менторским тоном, когда что-то случилось, например плохая оценка. У ребёнка восприятие не эффективно работает, кстати, когда он огорчен.
И иногда, особенно в состоянии срыва или сильного раздражения, родители кричат всякие страшные и непонятные для ребенка вещи:
- Как ты жить будешь?
- Сейчас дураки никому не нужны!
- Ты никуда не поступишь с такими оценками!
- Меня достало слушать замечания от учителя!
- Ты что хочешь дороги подметать в оранжевом жилете!
- Как ты собираешься на жизнь зарабатывать;
И прочие агрессивные и риторические фразы.
Вот что ребёнок из всего этого понимает, как вы думаете? Какие у него ценности и установки формируются в отношении учебы?
Дети в начальной школе обладают ещё не зрелым восприятием и мышлением. Мышление наглядно-образное, словесно-логическое сформируется только к 14 годам. Это значит, что взрослые аналогии, сарказм, логика и особенности эмоциональных реакции ребёнку совсем не понятны. Он понимает все буквально.
Сказали: «Слушай учителя», будет слушать. Сколько сможет. Кто-то 20 минут сможет, а кто-то пять. Индивидуальные особенности внимания никуда не денешь. Сказали: «Надо уроки делать», будет делать. Как может.
Но в его ценности не включится понимание важности его роли в обучении, не сформируется глобальный смысл этой деятельности.
А ведь в младшем школьном возрасте продолжается активное формирование матрицы нравственных стандартов на уровне мозговых связей. И еще нет ментальных фильтров на эту тему. Ребенок просто слышит, верит и формирует ценности. В подростковом этот процесс уже совсем иной и значимость слов взрослых снижается.
Теперь представьте, что весь этот ментальный мусор ему не загружают…Это ведь и правда мусор, передающийся следующим поколениям…
Представьте, что вы регулярно живо и не скучно рассказывают ребенку, что учеба — это сложная и важнейшая работа в его жизни, , что писать в прописи и повторять примеры — начало для возможности обеспечивать себя во взрослом возрасте. Что это возможность независимого мышления, поиска и выбора информации и свобода. Что это большое везение и радость — иметь возможность учиться, быть образованным и грамотным человеком. И на планете многие люди, и даже народы не имеют такой возможности.
Что учителя просто помогают ему получать основы образования, а его дело искать дополнительные знания и укладывать их в свой разум. Что вам не так важна его учёба, вы уже выучились давно и жизнь свою устроили. Но его любите и готовы помогать по его просьбе в свободное время.
Разница понятна, так ведь?
В последнем случае ребёнок постепенно поймёт, что именно он отвечает за свою будущую жизнь, а родители помогают ему, потому что любят. Что это классно, иметь возможность учиться спокойно. И учителя не обязаны и не в состоянии ему индивидуально посвящать своё внимание. Он будет чувствовать благодарность, что ему помогают.
Представьте, что ребёнок слышит подобные смыслы регулярно, например 2 раза в неделю, в дружеском разговоре без навязывания и давления, между делом.
Что это ему говорят позитивно и эмоционально, с убеждением в голосе, с энтузиазмом значимые для ребёнка люди. Говорят все четыре года начальной школы.
Какие ценности и установки в отношении учебы сформируются к средней школе у него в этом случае?
И вот к этому — надо создать условия для успешного обучения с учётом индивидуальных возможностей и возрастных особенностей. Надо грамотно хвалить. Надо выдерживать дисциплину. Тоже грамотно, на фоне любви. И ещё много чего надо знать...
Если в начальной школе все сделать грамотно, в средней увидите плоды своих трудов.
И они вам очень понравятся.
Напишите, пожалуйста, была эта статья полезной для вас? Да или нет? Буду рада обратной связи).
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог Ирина Коваль.
Начало статьи тут >>