Почему мнения разных психологов могут не совпадать. Принципы моей работы

— А вот Вы неправильно говорите, вот я (тут называется фамилия известного или неизвестного психолога) услышала… Почему у Вас по-другому?

Практически в каждой группе моих курсов встречаются люди, задающие подобные вопросы.

Эти вопросы часто задаются из реального непонимания и желания добраться до истины — как же так, ведь психологи получают примерно одинаковое образование. Как же они могут говорить разное? Имеют ли право?

Начнем с того, что психологических школ и направлений существует больше 20. Как они образовались: появилась у психолога глубинная идея, он ее полжизни доказывал, проверял, исследовал. В одиночку обычно этим не занимаются — так появились ученики, последовали, которые все больше расширяли теорию. Какие-то из теорий развились в направления и школы, какие-то умерли.

Достаточно сильно влияет на работу психолога и то, какой метод помог ему в личной жизненной ситуации. Хотя тут знаете, как иногда бывает — занимался пять лет психоанализом, потом попробовал телесную психотерапию — и причины сложностей стали ясны, этот метод оказался в данной ситуации для данного человека более действенным.
И вероятнее всего в своей работе он больше внимания будет уделять именно этому методу.

Далее, не забываем о том, что поколение психологов, воспитанных еще в советское время, часто с трудом принимают новые направления.

Вот ситуация из жизни. Нейропсихолог, к.пс.н., краем уха слышал про СО, но так, на уровне общения со школьными педагогами, которые как известно, настроены недружелюбно к этому. Особо вникать в суть такого обучения нет ни времени, ни (главное!) желания. К тому же формировался он как личность в то время, когда нормальным было ТОЛЬКО воспитание ребенка в коллективе. Можно понять. Индивидуальность была не в почете, могли и наказать.

Этот нейропсихолог прекрасный специалист при этом именно как нейропсихолог, делает коррекцию много лет и очень успешно.

Но представьте, какая будет у него реакция, если он услышит от родителей про идею СО. Возможно, не просто выразит неодобрение, а даже посчитает нужным пристыдить родителей, ведь «ребенка не воспитать нормальным без сада и школы, как же он социализируется?» Вот вам прекрасный пример, когда ЛИЧНОЕ мнение преподносится как научное. И родители задвинут на дальнюю полку эту идею, ведь он для них авторитет.

Один психолог будет утверждать, что детей раннего возраста надо наказывать и оставлять проораться в одиночестве, он уверен, что это вполне нормально. Другой скажет, что это совершенно недопустимо. Думаю, вы с таким сталкивались.

Или еще пример. Это было несколько лет назад, на одной конференции. В перерыве один нейропсихолог, тоже кандидат психологических наук, как-то между делом в разговоре сказал, что остеопатия — ерунда, никакой мол, научной основы под этим нет. Обратите внимание, здесь же присутствовал другой кандидат, теперь уже медицинских наук, прекрасный остеопат, притом с кучей дипломов. То есть видите, что получается, это его личное мнение, а ведь он может сказать эти слова и своим клиентам и они поверят!

А вообще, все различия в работе обусловлены прежде всего тем, что психология — наука действительно многогранная, как и сам человек. И тем еще, что психологи — это люди.

Люди со своей судьбой, своими личностными качествами, своими жизненными принципами. Набор знаний, опыт и личные ценности определяют информацию, которую специалист берет в работу.

Приведу свой пример.

Я глубоко верующий человек. И только этого достаточно для большого числа разногласий.

Мои личные ценности не позволяют, например, пользоваться такими “современными” принципами как «бери от жизни все», «главное в жизни — удовольствие и свобода чувств».
Сейчас масса психологов пропагандируют это.

На что я опираюсь в своей работе:

  • Нейропсихология развития (наука о развитии мозга в процессе взросления).
  • Возрастная психология.
  • Нейропедагогика.
  • Теория привязанности.
  • Дифференциальная психология.
  • Психогенетика.
  • Рационально-эмотивная теория.
  • Нутрициология.
  • Логотерапия Виктора Франкла (экзистенциальный анализ).
  • Православная психология (да, есть такое направление в психологии).

Как видите, некоторые направления пересекаются с биологией, физиологией, педагогикой и даже математикой.

Из всего моря полученной и проработанной мною профессиональной психологической (и не только) информации, в которую я погружалась с головой с 18 примерно лет, я сегодня использую только то, что отвечает моим внутренним требованиям. А именно: безопасность, практичность, эффективность.

И это в обязательном порядке научно обоснованные знания.

На курсах я рассказываю про основы развития мозга, формирования психики и личности ребенка, про обучения, питание, общение, их взаимосвязи.

И конечно, в течение всего курса вы можете задавать вопросы, я отвечаю на все.

При этом я ни к чему не склоняю, ни на чем не настаиваю и не вступаю в споры. Все решения и выборы — ваши и только.

Не люблю, когда увлекаются моей личностью, начинают в меня “верить”.

Лучше изучать информацию, задавать вопросы, если непонятно, анализировать сквозь призму своего разума и пробовать.

И я ни в коем случае не являюсь правдой в последней инстанции. Правда вообще довольно условное понятие.

В своей работе я использую такой критерий: полезно — то, что дает хороший результат при минимуме затрат. Этот критерий опирается не только уже на мой личный опыт, но и на опыт внедрения знаний из моих курсов у сотен и сотен участников моих групп.

Уточню еще, что ни с какими рекламщиками я не связана, поэтому если я что-то рекомендую, то это только то, что помогло мне лично и многим моим клиентам.

Конечно, бывают такие моменты, когда на курсе делюсь личной информацией, при этом обязательно подчеркну, что это лишь кусочек из моего жизненного опыта. Вы можете взять его, а можете не брать.

Если кратко, то я за то, чтобы знания были научно обоснованными, чтобы их можно было применить практически. За милосердие и здравый смысл. За меру и баланс.

Поэтому я не даю советов на бегу, не может быть слишком очевидных и легких решений, если не разобраться глубоко в сути проблемы.

Как вы уже поняли, то, что я говорю, может не совпадать с подходами других специалистов.

Принципы моей работы

Хочу еще остановиться на четырёх важных принципах моей работы, чтобы вы прислушались к себе и поняли, созвучны мы с вами или нет. Чтобы просто не тратить время друг друга.

Принцип первый.

  • ЦЕЛЬНОСТЬ подхода к человеку, к тому, как он развивается, воспитывается, решает задачи. Учу родителей быть не просто родителями, но родителями высокоосознанными и экспертными. Чтобы вы действовали из знания, а не из эмоций.

Принцип второй.

  • УВАЖЕНИЕ различий. Все разные и это хорошо. Вы не услышите от меня фишек и лайфхаков, которые повторяют все подряд, пересказывая популярные книжки. Также я не привожу в пример моих детей, как истину и образец. Потому что все РАЗНЫЕ. И родители, и ситуации, и дети. Даю систему, а вот уже систему можно применить как раз с учетом различий, причем и родителей, и детей. Дам вам удочку и научу рыбачить, а не просто дам рыбу.

Принцип третий.

  • Уважать СВОБОДУ ВОЛИ и выбора. Свою задачу я вижу в том, чтобы поделиться своими знаниями и опытом, не навязывая и не забирая у вас ваши знания. Не запугивая, не подсаживая на свой «авторитет». Каждый берет только то, что посчитает нужным и сколько может на данный момент взять.

Принцип четвертый.

  • ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО, назову его так)) При работе на онлайн-курсе у меня нет задачи провести с родителями терапевтическую работу, задача именно просветительская, дать систему работающих научных знаний и помочь ее освоить. А вот терапевтичность курса — это уже отличный побочный эффект, который есть у 99% участников групп.

Резюмируя, психологи имеют право говорить разное, а вы имеете право выбирать себе психолога.

Это ведь прекрасно, когда есть выбор?

Буду рада вашим мнениям на этот счет, пишите 🙂

Я создаю интересные и полезные (судя по откликам) авторские статьи. Родительство, воспитание, нутриенты, питание, нейропсихология — это мои любимые темы.

С уважением, Ирина Коваль детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка», автор курсов экспертного родительства.