Я не могла пошевелиться от боли. Не могла сидеть, ходить, держать ложку, не могла ничего, что могла еще месяц назад.
Оказаться инвалидом не супер в принципе.
А когда это происходит внезапно… Короче, это был самый жуткий период моей жизни. Полный отрицания, обиды на жизнь , боли телесной, душевной. Мучительное существование без будущего (как мне тогда казалось).
Уже 7 лет я не могу ходить и не могу многое, что обычно доступно человеку.
Но, не смотря на всю жесть, через которую пришлось пройти… Нет, не так. Благодаря всему прожитому и пережитому я стала совсем другим…думаете напишу «другим человеком?:)».
Да, это тоже.
Но еще я стала совсем другим РОДИТЕЛЕМ.
Оказавшись запертой в клетке боли и немощности , я много думала о своих детях, о воспитании. Как быть эффективной мамой вот с этим всем ?
Больше всего меня тревожило воспитание личности.
Как вырастить здоровую личность, если сам болен?
Как передать важные ценности, если на банальные разговоры нет сил совсем.
Как помогать с учёбой, с развитием, если сопровождать детей никуда не можешь?
Пока мне было совсем тяжко, мне помогали мои родители. Огромное им спасибо, мы семья, мы сила! Мои родители — супер, очень их люблю.
А я тем временем, выкарабкивалась , боролась, терпела и анализировала свое родительство.
Анализ привел меня к совершенно закономерному вопросу — а что, собственно, я считаю результатом воспитания?
Если я нахожусь в условиях дефицита ресурсов — надо хорошо понимать, НА ЧТО ИМЕННО ИХ РАСХОДОВАТЬ.
Воспитание — это всегда трата родительских ресурсов. Времени, нервов, сил психических и физических, денег. Так ведь?
Это серьёзные затраты и некоторые (время, например)- не восполнимы.
=========
Если я не понимаю, ЧТО для меня является результатом воспитания, то есть не имею ЧЕТКИХ, ОСОЗНАННЫХ, ПОДРОБНЫХ ЦЕЛЕЙ семейного воспитания — я неизбежно буду расходовать ресурсы не экономно, не разумно.
=========
Когда не знаешь, куда плыть , ни одни ветер не будет попутным.
Будет метание, хаос, завышенные ожидания. Сложное и не эффективное родительство.
Нет определения целей и целенаправленного их достижения — ребёнок будет формировать личность и умения хаотично. Куда это выведет — сказать сложно. Может в итоге вырастет хороший, трудолюбивый человек. Может нет.
Но это — в любом случае НЕ ПРО ВОСПИТАНИЕ.
Это про жизнь рядом с ребенком+заботу о нем (кормить, одевать, лечить, играть, ругать, хвалить ситуативно, не осознавая, что делаешь на перспективу, не понимая, как это сказывается на психике ребенка).
Цели воспитания — это то, что родитель хочет получить к взрослому возрасту детей. К 25 годам примерно, так как в этом периоде мозг заканчивает свое формирование. Я мыслю как нейропсихолог).
Проанализировав цели воспитания для своей 13-тилетней дочери и 2-хлетнего сына,я получила огромную таблицу по каждому ребенку. Подробную, разбитую на три большие части.
Цели биологические (все про тело)
Психологические (про характер, знания и умения)
Духовные (про ценности, мировоззрение и смыслы жизни).
И в каждой части — множество пунктов. Разделённых на годы взросления ребенка.
= В каждом возрасте ведь ребёнок приобретает новые возможности мозга и тела, и я могу достигать своих целей на ином уровне.
Скажем , навык уборки территории можно начать формировать ещё до года. В 10 месяцев это будут одни воспитательные действия , а в 10 лет — совершенно другие. В 16 ‘ тем более.
А цель — чтобы к взрослому возрасту мой ребенок умел поддерживать порядок, рационально распределяя вещи, предметы, разумно тратя усилия и понимая ценность этих действий (это уже про мировоззрение в данной области жизни).
Так вот, подробненько, я расписала свои цели, вот и вышла огромная таблица. Как же мне это помогло и помогает до сих пор!
!!! Будучи крайне занятой мамой с низкими ресурсами — лечение, боль, необходимость обеспечивать семью я получила почти все, что планировала в воспитании личности и мировоззрения дочери.
Все основные цели достигнуты. Ей будет 21 год, и я с уверенностью могу это утверждать.
Все, кто ее знают, не дадут соврать — человек получится чудесный, духовно сильный, адаптивный, может и посочувствовать, и помочь, и за себя постоять, по необходимости, и обеспечить себя, и мой единомышленник, и ЗОЖ. Многое можно написать, да стесняюсь хвалить. И она не сильно любит такой пиар). С сыном- в процессе, ему 9. Промежуточные результаты радуют.
Я к тому, что не голословно говорю, а есть подтверждение верности моих размышлений и действий. Есть результаты РАССУДИТЕЛЬНОГО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕНОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ.
Даже имея очень ограниченные возможности и очень повышенные потребности, даже находясь в крайне тяжкой психологической ситуации много лет, родитель может дать своему ребенку отличное воспитание, вырастить цельную, самостоятельную, здоровую личность. Что уж говорить про родителя — не инвалида, там все еще реальнее.
Мне очень помогали профессиональные знания. На момент начала моей инвалидности и болезни я уже имела хороший опыт и знания о воспитании. Нейропсихология, психология, перинатальнвя психология, нутрициология и остальное. Но про ЦЕЛИ так глубоко не думала. И не прописывали их. А это ведь очень важно!
Прописать цели воспитания так, чтобы все эти РЕАЛЬНО РАБОТАЛО без специальных знаний не выйдет.
:::: Во-первых, надо уметь формулировать. «Хочу, чтоб умел дружить» — это не цель, это ваши хотелки и только.
:::: Во-вторых, чётко сформулировать цель воспитания — не достаточно.
Надо еще понимать, КАК к ней ребенка привести. Через много лет совместной жизни с ним.
ВАШЕГО конкретно ребенка, а не какого то там, среднестатистического, по описанию из возрастной психологии.
У вашего ребенка есть индивидуальные особенности, кроме возраста.
== Темперамент (влияет на реакции ребенка и еще кучу всего) , самооценка, уровень развития мозга определённый, в каждом возрасте.
== Текущие возможности психики (астеничный, высокочувствительный, тревожный ребенок не имеет много сил на реализацию ваших завышенных ожиданий от него)
== Определённые, присущие вашему ребенку особенности работы мозга необходимо учитывать всегда. Например, латеральный профиль — это влияет и на мышление, и на возможности к обучению знаниям и навыкам; ведущие модальности — как именно ВАШ ребенок воспринимает информацию (когда вы ему что рассказываете или обучаете наукам).
Многое важно знать про ребенка и помимо вышесказанного.
== Наличие психотравм (сплошь и рядом дети с этим живут, а родители даже не знают, что так). Это влияет на готовность сотрудничать с родителем и на многое другое.
== Уровень адаптивных возможностей — устойчивость мозга вашего ребенка к стрессам и нагрузкам. Зависит это от того, как ребенок внутриутробно формировался, как рождался, как первые годы воспитывался.
========
Если родитель не знает своего ребенка ПО НАСТОЯЩЕМУ (это бывает в 99 % случаев) — цели он будет формулировать не реальные. Завышенными ожиданиями страдают 100% моих клиентов и детей ими мучают.
========
В каждом возрастном периоде важно учитывать ВСЕ ЭТО ПРО ВАШЕГО РЕБЕНКА, когда вы ведёте его к каждой воспитательной цели.
А еще надо знать, КАК именно достигать целей , как воспитывать. То есть нужны ЗНАНИЯ методов и принципов разумного воспитания.
Сложно? Ну…да. Не просто. Слушайте, ну это же нормально. Компьютер запрограммировать вон как не просто.
А тут — человек. Супер компьютер (мозг), личность, психика, душа. С чего просто то будет?
Сложно, но возможно. Если знать своего ребенка, цели воспитания и КАК их достигать.
Я обучаю родителей всему, что умею сама. Как профессионал с большим стажем , и как мама. Не просто знаю, а УМЕЮ. Это важно.
Знать и делать — разные вещи. Я столько «шишек» набила, пока выверяла свою систему экспертного родительства и воспитания. Очень много, поверьте.
А потом на огромном количестве клиентов все проверила-перепроверила, в разных случаях, в разных семьях. И это тоже про «уметь», а не просто «знать».
У моих клиентов сейчас есть прекрасная возможность избежать ошибок, шишек, граблей и последствий всего этого через много лет, когда дети вырастут.
Можно сразу получить готовую СИСТЕМУ и пользоваться ею.
===) Мы прописываем цели воспитания (подробно), изучаем своих детей (все эти индивидуальные особенности каждого ребенка), узнаем КАК достигать целей наиболее просто и полезно (методы позитивного воспитания ).
Где? На онлайн курсе «Родительсво и воспитание». Не хитрое название, зато по сути).
Сейчас идет набор на курс, начало 27.07.
Вот тут можно почитать подробно КАК курс проходит, подробно содержание, подробно кому подойдет, кому нет
https://vk.com/app5898182_-166359192#s=678506&utm..
Вот, что получают родители после курса. Это не мои выдумки, а анализ результатов по отзывам:
🙂 Снижение или полное избавление от всплесков родительского раздражения
🙂 Снижение родительской тревожности и страхов, так как есть системные знания о своем ребенке и понимание себя, как родителя
🙂 Системные знания о развитии мозга и психики детей вообще, и своих детей (это самое важное)
🙂 Рост тепла, доверительности и любви в семье. Папы тоже меняют установки, увидев, что мама разруливает сложные ситуации
🙂 Дети меняются, становятся психологически более здоровыми, проявляют больше любви и уважения к маме и папе
🙂 Выстраиваются адекватные границы с бабушками, дедушками. Без скандалов, обид, раздражения. С уважением и спокойствием.
🙂 Родители достигают БОльшей личностной зрелости
🙂 Понимают, что и когда развивать, как играть, чем заниматься с учетом особенностей своего ребенка
🙂 Понимают , как эффективно помогать ребенку в учебе и получают практические результаты
🙂 Понимают , какие цели в воспитании своего ребенка реальны, какие нет и экономят свои ресурсы и ресурсы ребенка
🙂 Понимают , как безболезненно можно разрешать конфликты с детьми или между ними
🙂 Понимают, как формировать смыслы, ценности мировоззрение у детей
И много еще чего в отзывах можно почитать
https://vk.com/topic-166359192_39378440
Родительство от этого становится спокойным, осознанным.
Инвестиции в воспитание (время, деньги, нервы, силы) тратятся разумно.
Микроклимат в семье меняются к лучшему — больше радости и любви это всегда хорошо).
Еще раз повторю ссылку.
Подписывайтесь, чтобы узнать про курс и обеспечить себе спокойное родительство , а детям эффективное воспитание.
https://vk.com/app5898182_-166359192#s=678506&utm..
Дальше курс с МОИМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ, КАК СЕЙЧАС, С ОТВЕТАМИ НА ВОПРОСЫ — будет только осенью и цена его значительно вырастет. Из-за коронавируса пока держу цену с большой скидкой.
С уважением , детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.