Недавно одна очень ответственная мама в беседе посетовала, что её ребёнок-второклассник плохо пишет.
Это её очень огорчало и тревожило. До такой степени, что она срывалась на ребёнке, возмущаясь и требуя…
Такие истории — очень частый предмет разговоров со мной.
Учителя требуют соответствия прописям, идеального почерка, снижают оценки, делают замечания мамам. Мамы нервничают и давят на детей. Дети… им хуже всего.
Поэтому хочу поговорить про письмо в начальной школе с точки зрения здравого смысла.
Само по себе умение писать рукой полезно, способствует развитию некоторых познавательных функций и ему, разумеется, стоит обучать. Но имеет ли смысл тотально соблюдать требования чистописания?
Лично у меня всегда первый вопрос «Зачем».
Зачем идеальный почерк, полное соответствие прописи, непременное соблюдение нажимов и именно тогда, когда функции мелкой моторики еще не дозрели на уровне мозга — в 7, 8 лет?
Когда я задаю этот вопрос — Зачем?- тревожащимся мамам, они не могут внятно ответить.
Письмо — средство общения и выражения мысли. Это основное его предназначение. Поэтому имеет значение ограниченный набор требований к письму, которые способствуют исполнению предназначения.
- Разборчивость — точное выполнение элементов письменной буквы.
- Аккуратность — соответствие размера, чистота на листе, удержание строки.
- Скорость письма — индивидуальное качество, так же как и скорость чтения.
- Грамотность — это к теме почерка не имеет особого отношения, поэтому остановимся на первых трех.
Разборчивость письма
Разборчивость почерка не зависит от полного соответствия образцам прописи.
Наклон букв не влияет на разборчивость совсем. Влияет размер и соответствие зрительному образу буквы.
Более узкий почерк, более круглый, более приплюснутый, с наклоном в другую сторону, прямой — все эти варианты в равной степени разборчивы и читабельны.
Почерк каждого человека индивидуален и зависит от особенностей работы мозга и тела.
У детей с 4-5 класса до старших классов вырабатывается личный стиль письма, как правило от прописей далекий.
И учителям средней и особенно старшей школы это без разницы, лишь бы почерк был разборчивым. Для чего же все эти психи в течение начальных классов?
Будьте же справедливы, не требуйте от маленьких учеников не возможного. Все дети разные, мозг созревает с разной скоростью. У кого-то будет в прописи быстро получаться, у кого-то медленно или, вообще, не будет.
На письме задействованы более 10 больших нервных звеньев, включающих многие области мозга. Если есть сложности в каком-то звене или звеньях, надо выяснять, где и что, и разбираться.
А не травмировать ребёнка замечаниями, руганью и оценками.
Это строгое требование наклона, доведенное до абсурда вкупе с психологическим давлением со стороны взрослых, может весьма плохо сказываться на здоровье ребёнка.
Ведь у огромного количества младших школьников уже есть искривление позвоночника, или неравномерность в тонусе мышц плечевого пояса и спины.
Им бывает очень неловко располагать тетрадь именно так, как требуют. И захватывать ручку так, как требуют.
И ведь, опять же никто не разбирается, что там с мышцами тела и руки происходит у каждого конкретного ребёнка. Просто требуют соответствия правилам расположения тетради и прописи.
Неудобная поза вкупе с напряжением от стресса только ухудшают положение.
Вообще, никакая «физиологичная» поза, посадка, конторка не будет иметь смысла, если не проработать проблемы с костно-мышечной системой и не давать хорошую ежедневную силовую нагрузку ребёнку.
Аккуратность письма
Аккуратность зависит от сформированности соответствующих мозговых структур, от типа темперамента. Все это — чистота, удержание строки и прочее — созреет опять же в индивидуальные сроки.
Чтобы все это созревало и развивалось нужно состояние безопасности для мозга (то есть спокойная или позитивная психологическая атмосфера и такое же внутреннее состояние ребёнка) и адекватная возможностям мозга и руки тренировка.
Не ругать, не ставить плохих оценок, поддерживать ребёнка постоянно и подбадривать! Фиксировать его внимание на хорошем, на том, что получается (метод зелёной ручки). Не торопить, не спешить с нагрузкой.
Наша система образования этого не учитывает, разумеется. Детей приносят в жертву «священной корове» — соблюдению требований программы.
Скорость письма
Скорость письма — это важно, но в наш цифровой век не критично.
Давайте посмотрим, что способствует скорости письма, при сохранении разборчивости и аккуратности.
Считается, что письмо с буквами, соединёнными между собой дополнительными элементами более быстрое. Это письмо курсивом, которому и учатся дети в прописи.
Во многих странах отношение к обязательности обучения курсиву различается. В нашей стране — это обязательное требование системы.
У нас детям запрещается вырабатывать индивидуальный стиль письма. Все должны писать одинаково, иначе снижают оценки.
Научных данных, подтверждающих пользу именно курсива (тем более, строго соответствующего образцу) для гармоничного развития ребенка нет.
«Нет убедительных доказательств преимущества изучения курсива для когнитивного развития детей»,- говорит Карин Харман Джеймс [Karin Harman James], адъюнкт-профессор Департамента психологии и неврологии в Индианском университете, изучающий развитие мозга под воздействием обучения.
Джеймс предупреждает, что этот вопрос очень сложно изучать, поскольку сложно найти детей, чьё образование отличалось бы только стилем письма.
Более того, большая часть «доказательств» довольно старая и сомнительного качества, а некоторые ещё и противоречивы. Наше понимание того, как дети реагируют на разные стили письма, обрывочно, неадекватно и очень завязано на эмоции.
В результате последних исследований (после 2010 года) ученые выяснили, что курсив в полном соответствии с прописями НЕ способствует скорости письма.
Быстрее всего оказалась ЛИЧНАЯ смесь раздельного и слитного письма, появляющаяся сама собой у учеников в 4-5 классах.
Так скажите мне, ради чего все эти страдания детей и родителей над прописями в младшем школьном возрасте?
Для меня важно, чтобы мой ребёнок к концу первого класса автоматизировал письмо в своём личном темпе. Чтобы его почерк был разборчив и аккуратен. И все. Этого более чем достаточно для дальнейшего прогресса в обучении.
Считаю бездоказательным, бессмысленным и вредным для здоровья требования и принуждение ребёнка тотально соблюдать рисунок прописи, запрещая вырабатывать индивидуальный стиль письма.
Не говоря уже про вторичный, но не менее сильный вред от эмоционального насилия со стороны родителей, которым не понятно зачем нужно чтобы ребёнок писал идеально.
Правильным может быть множество вариантов написания. Не вот этот — один вариант курсива и соединений, который предлагают всем, как эталон.
Можно, например, не соединять все буквы в слове, можно не делать волнистыми «язычок» у буквы»э» и т.д. Это все будет читабельно.
Но у нас — без вариантов и даже в голову никому не приходит абсурдность такого подхода.
Кто решил, что именно этот вариант правильный?
Почему надо именно так вот писать?
Требование соблюдать один вариант написания всем и считать именно его единственно верным, требовать тотального соответствия — в принципе, нелепость, как и многое другое в нашем образовательном подходе.
Сколько родителей психуют, придавая очень серьёзное значение абсолютному повтору прописи, а иначе «не правильно».
Сколько детей в младшей школе считают, что у них плохой почерк, формируя низкую самооценку. Да не плохой он, если разборчивый, он просто индивидуальный.
Впрочем, мнение никому не навязываю. Только делюсь им.
Есть ответные мысли по этому вопросу? Жду комментариев)
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, руководитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.