Как и когда отдавать малыша в детский сад.
Меня часто спрашивают про детсад. Вопросы волнуют всех примерно одинаковые. Когда? Как? И что делать, если отдали и что-то не так?
Варианты «не так» бывают примерно такие: отдали и болеет, или страдает, или не ест там, или не спит, или не хочет туда, или хочет, но родители сомневаются в пользе детсада в принципе.
Давайте по порядку. И сразу говорю, что вам может не понравится, то что я скажу).
Когда отдавать.
Самый правильный ответ — никогда. Это тот же вопрос, что и про школу. Семейное образование лучше, чем массовое. Как и для чего создавали детсады можно прочитать тут:
https://vk.com/wall-165210271_259
В советское время до 50-х годов, детсад не был повсеместной нормой. Предпочитали люди детей дома воспитывать с мамой, няней или бабушкой.
Потом выросло одно поколение садичных, другое и парадигма изменилась. Теперь идея необходимости детсада не связана даже с тем, что родителям надо работать, а дитё не с кем оставить.
Полно ситуаций, когда мама дома, но ребёнка надо в садик. Просто надо! Там же дети и развитие!
Если вы относитесь к этой категории убежденных, то не читайте дальше, не тратьте время. Каждому своё.
А если вы хотите вырастить ребёнка более здоровым и физически, и психически, то продолжайте).
Я буду рассказывать, как влияет на формирование мозга и работу иммунитета пребывание ребёнка в саду, даже ПОСЛЕ адаптации.
Если кто-нибудь заинтересован в раскрытии этой темы — просигнальте в комментах).
В наших реалиях, сад, к сожалению, бывает просто необходим. Когда обоим родителям надо работать, например. Или, когда родитель-одиночка, а бабушек нет. Поэтому, я конечно, буду рассказывать о том, как снизить негативное воздействие на ребёнка.
А пока про само это негативное воздействие поподробнее.
Садики вовсе не полезны для ребёнка. Особенно для высоко чувствительных детей.
Уже давненько, в 2006 году было изучено 9 научных работ по одной очень важной теме, касающейся детских дошкольных учреждений (работы из США и Европы). Метаанализ и обзор проводился в Университете Лейдена, Нидерланды.
Основной вывод вот такой: у детей, посещающих детсад, уровень кортизола гораздо выше, чем у тех, кто не его посещает!
В норме, у здоровых детей ( и взрослых) уровень кортизола в течение дня падает. А у детей в детском саду, уровень кортизола во второй половине дня растет.
Исследователи изучили влияние самых разных факторов, влияющих на уровень кортизола у детей: качество детсада, возраст, пол и даже особенности детского темперамента. Наиболее влиятельным фактором явился возраст.
Младшие дети (около 3 лет) имели более высокий уровень кортизола, чем более старшие дети (5-8 лет), больше всего уровень кортизола повышался у детей младше 3 лет !!!
Даже в садах с очень высокими стандартами у детей был отмечен повышенный уровень кортизола.
Он был выше в больших группах (больше 15 детей в групе), в группах с большой разбежкой в возрасте детей (больше 6 месяцев), меньшей площадью для игры на одного ребёнка (меньше 5м2) и большим количеством взрослых в помещении (более 4 взрослых). Не правда ли, это просто типичнейший российский садик?
Повышенный уровень кортизола у детей, посещающих детсад, связан со стрессовым общением в коллективе.
Стресс возникает по разным причинам — из-за тревоги разделения со взрослым, к которому ребёнок привязан, с самим разделением (физически), с пребыванием в коллективе.
Потому, что постоянное нахождение в группе сверстников — это ситуация, требующяя частого эмоционального возбуждения. Это даже, если в отношениях все шоколадно.
А если у ребёнка не все идеально в отношениях с одногруппниками, кто-то его обижает, то уровень кортизола вырастает ещё.
Исследования с животными показывают, кстати, что количество времени, проведённого в общении со сверсниками у них также влияет на повышенный уровень кортизола.
Длительное время разделения с родителями и необходимость моделировать безопасное поведение по отношению к многочисленным взрослым, это серьёзный стресс для малыша.
В одном из исследований в группе типичного хорошего детсада за 20 часов наблюдения было зафиксировано 345 стрессовых ситуаций.
Исследования показывают, что наличие внимательного любящего взрослого, с которым у ребёнка установилась безопасная привязанность ( об этом я ещё расскажу) может снижать уровень стрессовой реакции.
У домашних детей, во всех случаях, хорошо ли день проходил или с проблемами, был отмечен стандартный дневной рисунок изменения уровня кортизола — самый высокий уровень всегда отмечался утром, примерно через 30 минут после подьёма с резким снижением в следующие 2 часа и постепенным снижением в течение дня и вечера.
Постоянный повышенный уровень кортизола опасен, так как подрывает иммунную систему ребёнка. Особенно, у детей до 4 лет. Ведь их иммунная система только формируется и уже избыточно нагружена прививками.
Так же доказано, что высокий уровень кортизола связан с снижением у ребенка способности к обучению и познавательных способностей в будущем.
Все негативное влияние высокого кортизола на ребёнка тем сильнее, чем ребёнок младше. Для пятилетнего — это будет не столь критично, для годовалого — очень плохо.
Такие вот пироги…
Продолжение следует. А вы пока выбирайте, что для вас важнее — здоровье вашего ребёнка и развитие его потенциала в будущем или приверженность внедренным программам
Ставьте «+», если продолжение нужно.
Потому, что писать — это труд. И если это не интересно вам, то для чего я запариваюсь то? Я свой выбор давно сделала и результат вижу, вон рядом сидит 18-летний не садичный человек).
Так, что пишите, пожалуйста)
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, Ирина Коваль.