Говорить ли детям о смерти

Говорить ли детям о смерти? Если говорить, то как и когда?

Смерть является неизбежным фактом нашей жизни, но многие люди боятся говорить об этом. Особенно с собственными детьми.

Взрослые по опыту могут знать, что смерть связана с безвозвратной потерей и горем и хотят оградить ребенка от непосильного психологического страдания. Поэтому всячески избегают этой темы и уходят даже от прямых вопросов, отделываясь краткими ответами.

Однако, дети начинают видеть , что смерть есть довольно рано. Они видят гибель насекомых, птиц в городе, смерть крупных животных и людей на видео, в книгах (особенно — в сказках). Вопросы не заставляют себя ждать.

Интерес к теме смерти, если ребенок мал, может проявляться в конкретных вопросах (что такое гроб, например), а по мере роста ребенка, акцент интереса может смещаться на все более глобальные осмысления (что со мной будет после смерти?).

В целом малыши склонны к обсуждению обстоятельств (как это, во сколько лет люди умирают, умрёт ли мама и папа, страшно ли под землёй и т.д.). Отвечать на эти вопросы желательно сразу, так как замалчивание может вызвать или усилить у ребенка внутреннее напряжение. Когда родитель спокойно отвечает, он показывает ребенку, что тема смерти не страшна и говорить об этом естественно.

В случае, когда ребенок сталкивается с уходом из жизни близкого родственника, вопросов у него может быть больше. И на них тоже необходимо сразу отвечать.
Дети могут не осознавать полностью смысла происходящего, но по поведению окружающих , по их чувствам видят, что произошло что-то тревожное, плохое.

Недосказанность вызывает ещё больше тревоги. Ребенок чувствует, что от него что-то скрывают, он теряет доверие к взрослым. В результате тревога может расти и расти и приводить к малоприятным последствиям, вплоть до срыва адаптации.

Но разговаривая с ребенком необходимо выдерживать баланс, не «сливать» на него информацию и чувства, учитывать его возраст и возможности психики.

Задача родителей:

= видеть, когда ребенок готов общаться и открыто отвечать на вопросы;

= слушать ребенка,когда он говорит о своих переживаниях, страхах, «непонятках» и принимать их;

= поддерживать открытость и доверительность;

= отвечать на вопросы доступным для ребенка языком, без излишних подробностей, в соответствии с запросом.

Эти вопросы очень важны и нужны, так как отношение к смерти определяет отношение к жизни.

Имеет смысл уделять время и формировать у ребенка адекватное мировоззрение на эту тему. Соответствующее вашим семейным ценностям и целям воспитания. На моих курсах экспертного родительства мы рассматриваем и такие не простые вопросы в закрытой беседе, хотя многие из тем и не заявлены в основном содержании курса. Но как иначе? Воспитание — это ведь не про дрессуру, а про формирование личности и мировоззрения ребенка. Поэтому и проговариваем очень многие сложные, жизненно важные для воспитания детей вопросы.

В моей семье отношение к смерти не связано с ужасом и невыносимым горем, мы верующие люди. Мои дети знают, что будет после смерти и спокойно относятся к любым разговорам на эту тему, воспринимая смерть неотъемлемой частью жизни на земле. Раньше разговаривать приходилось часто, так как мама у моих детей (это я про себя) имеет не стабильное состояние здоровья, мягко говоря и вопросы ухода из жизни для моей семьи не праздные и не «теоретические». Мне было важно передать детям определённое отношение к теме ухода из жизни, максимально спокойное, сочетающееся с надеждой на встречу и на вечную жизнь. Впрочем, для всех православных это норма ). Это не защитит моих детей от проживания горя, но знание, что конец земной жизни — начало следующей и что мы встретимся с любимыми — очень поддерживающее, утешающее и исцеляющее.

Меня понимание неотвратимости дедлайна сильно накрыло, когда в аварии пострадала моя семья. Но это не было еще полным осознанием. Полное случилось, когда я узнала о своем диагнозе. Это было безумно сложно, но зато в течение нескольких тяжелейших месяцев я пережила мощный личностный рост. Качество проживания жизни с той поры выросло в разы, качество использования времени тоже. Позитива в жизни стало намного больше. Слава Богу за все.

Кроме вопросов духовных, в теме смерти есть актуальные для меня очень приземленные вопросы и задачи — как облегчить жизнь близких после своего ухода. Тут я тоже формирую у детей (как и у себя) определённую культуру. У нас в стране как-то не принято об этом думать, а зря. Одни только пошлины на наследуемое имущество чего стоят, как и оплата услуг правового и технического характера… По моему, имеет смысл заранее продумывать завещание, правильно его оформлять, заранее знать законы и обязательные выплаты , думать о страховке и накоплениях.

Думать о том, что оставишь после себя близким и любимым — кучу хлопот (и даже долгов) или тёплые воспоминания, благодарность и любовь. В идеале — еще и финансовую поддержку хорошо оставить.

Многие мои ровесники живут как бессмертные и не парятся об этих «грустных» вопросах. А вы что думаете на эту тему?

Хочу еще поделиться несколькими книгами, которые доступно рассказывают о посмертной жизни души в свете православного учения и которые помогают мне формировать мировоззрение моих детей.

Не знаю, насколько все вышеописанное интересно вам, надеюсь, кому то созвучно мое отношение и надеюсь, кому то полезно было почитать. Пишите, буду рада комментариям.

С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.

P.S. я не часто пишу статьи, поэтому они могут не попасть вам в новости. Подпишитесь на уведомления о моих новых записях, чтобы не пропускать полезности.
Для этого в правом верхнем углу экрана нажмите на три точки и выберите необходимый пункт в меню.