Дисциплина: мифы, путаница, хаос. Что мешает сформировать здоровую дисциплину

Пожалуй, ни в одной области воспитания нет столько мифов, путаницы и хаоса, как в вопросах дисциплины. Если нарисовать шкалу мнений про дисциплину, начинаться она будет с тотального авторитаризма «лупить их всех надо с младенчества», а заканчиваться тотальной либеральностью «ребенок должен расти свободно, минимум правил, максимум выбора». Оно и понятно. Дисциплина — тема болевая для современных родителей и большинством осознаётся, как тема… насилия. Дисциплина — это такое «правильное» и «праведное» насилие над натурой ребенка. Чтобы из него сделать «нормального, приличного» человека. Очень часто родители применяют «дисциплину», когда ребенок их «довел». «Сам виноват, довел меня до крика», «Меня если не выводить из себя, я и не буду срываться», «Я вообще-то тоже живой человек, имею право злиться на ребенка и выражать злость, а зачем он меня специально доводит?» С любовью понятие дисциплины не ассоциируется. Любовь — отдельно, а дисциплина с элементами насилия — это, скорее, неприятный такой процесс, противоположный любви. Очень часто дисциплина в семье представляет из себя обязательные правила, которые дети должны соблюдать. За несоблюдение дети получают порицание или наказание. Некоторые родители, наиболее прогрессивные, начитанные и насмотренные, стараются помочь детям с правилами. Пишут правила, рисуют плакаты, поясняют зачем это все надо. Это все хорошо, но часто не срабатывает. Почему? Потому что настоящая дисциплина, которая реально работает, основана совсем на другом подходе. Потому что эта, типичная, привычная дисциплина в большинстве семей, к сожалению, больна. Выстроена на неверном и неустойчивом фундаменте. И та, которая авторитарная (лупить и никаких вопросов), и та, которая либеральная (свобода выбора — главное). Оздоровление дисциплины начинается с изменения базового убеждения.
Вот на это : дисциплина и любовь — это единое целое. (Небольшое уточнение: любовь — это не про одеть, кормить, учить, лечить. Перечисленные процессы родительства — это про заботу.)
Вот ещё некоторые тезисы , имеющие отношение к реальной, работающей, ЗДОРОВОЙ дисциплине:
  • Дисциплина гармонично развивает личность ТОЛЬКО на фоне любви.
  • Здоровая дисциплина опирается на научные исследования в области нейропсихологии развития.
  • Здоровая дисциплина не требует лишних эмоциональных трат от родителя.
  • Здоровая дисциплина проста, логична в применений, прозрачна и абсолютно никак НЕ ВРЕДИТ ребенку.

Что мешает родителям формировать здоровую дисциплину?

16 лет анализирую мировоззрение современной родительской популяции, накопила достаточно статистики и могу утверждать, что почти 100% мам и пап так или иначе травмированы той «дисциплиной», которая причинялась им в детстве. Травматики от дисциплины (если очень грубо обрисовать) делятся на несколько групп.
  1. Травмированность с глубинными личностными искажениями, когда человек одобряет насилие: «меня лупили, так, что кожа лопалась, зато нормальным человеком вырос. И я буду лупить своих, чтоб знали свое место». Это достаточно большой процент пап, мам тут меньше.
  2. Травмированность с отвращением к насилию, до болезненного неприятия даже разумного принуждения ребенка к чему-то полезному. Настолько было плохо в детстве от «дисциплины», что своим разрешаю все: «Пусть растут свободными, а не затюканным и запуганным, как я».
  3. Травмированность не явная. Таких родителей более всего. Бить детей нельзя, но шлепать рукой по попе — это же не про «бить», это же не ремень и не скакалка. Запугивать нельзя, но игнор, манипуляции чувствами, сарказм и прочие «педагогические» приемы вполне нормальны: «Я против насилия, но дисциплина-то нужна же. Не прикрикнешь, никто и не послушает, иногда и по заднице полезно получить, если виноват».
Кроме этого у родителей общие проблемы вот такие:
  • не получается не срываться, не ругаться, не ворчать;
  • не умеют грамотно устанавливать правила;
  • не знают про научный подход и исследования про наказания и дисциплину;
  • не знаю про Систему формирования дисциплины с раннего возраста;
  • не знают про формирование желательного поведения по алгоритмам;
  • не осознают свои токсичные и нересурсные воспитательные убеждения и установки;
  • не понимают, как влияют на ребенка их конкретные действия и их стиль воспитания;
  • не осознают, что придуманные ими обязательные правила могут вредить ребёнку;
  • не осознают, что для получения желанного результата нужна верно поставленная цель;
  • не знают, что для успешной дисциплины мозг ребенка должен чувствовать безопасность;
  • не осознают, что требуют с ребенка как со взрослого.

К чему приводит не здоровая дисциплина в личностном развитии ребенка?

Агрессия детей друг к другу в семье, и другим людям в целом, вредность, ссоры, нежелание слушать и слушаться, эгоизм, жестокость, когнитивная негибкость, упертость. Низкая самооценка, тревожность, страхи, фобии, конформизм, нарушенные границы личности, созависимости, хитрость, ложь. Отвращение к обязательным важным занятиям (уроки, физкультура, обязанности), уход в игры, в виртуальный мир, компьютерная зависимость, потеря интереса, ребенок «ничего не хочет». Нежелание ребенка делать уроки. Низкий контроль, внимание, взрывы «психа», неуважение к родителям, недоверие к родителям. Мозг и личность ребенка развиваются не гармонично. Мировоззрение тоже. Если заметили в тексте что-то про свою ситуацию — читайте дальше. Возможно это ваш счастливый шанс все изменить к лучшему, как это уже случилось во многих семьях 🙂

Хотите полечить семейную дисциплину и максимально оздоровить ее?

На курсе «Дисциплина без насилия» в течение 6 недель мы будем дисциплину улучшать, и оптимизировать, и трансформировать. Мгновенных суперрезультатов не будет. Надо будет пройти определенный путь и в конце результат гарантирован. Путь не простой, с остановками, горами и пропастями. На всем пути с вами будут опытные проводники — покажем безопасные дорожки, проведем за ручку, поддержим и поможем. Вот какова наша «дорожная карта» от пункта А (проблемы с дисциплиной) к пункту Б (умею в любой ситуации менять поведение ребенка к лучшему, дисциплина работает без вреда для детей, в семье много понимания и любви)
  1. УКРЕПИМ ФУНДАМЕНТ
    • 36 полезнейших уроков и практика.
    • Проработаем принципы, установки, убеждения хаотичного и нересурсного воспитания, заменим их на ресурсные и здоровые.
    • Освоим методы эффективного воспитания, основанные на нейропсихолгии развития.
    • Уберем все лишнее, наполним важным и необходимым.
    • Освоим и введём фон любви (не безумной и попустительской, а адекватной потребностям ребенка и родителя).
  2. ПРОВЕДЕМ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ
    • 30 уроков + практика.
    • Создадим и введем границы и правила. Научимся делать так, чтобы правило присваивалось ребенком и охотно выполнялось.
    • Раз и навсегда разберемся с наказаниями.
    • Введем безопасную дисциплину строго научным методом.
  3. ОБНОВИМ КРЫШУ
    • 40 уроков + живые примеры реальных семей.
  4. Освоим сложные вопросы воспитания, научимся формировать мировоззрение ребенка.
    • Ревность, конфликты, плохие привычки, беседы о сексе, отношение к деньгам, детское творчество и его оценивание, детская вера в Бога — это и МНОГОЕ ДРУГОЕ — все подробно и полно разжуем и по полочкам разложим. В вашей голове и в ваших отношениях с ребенком).
В курсе «Дисциплина без насилия» три больших модуля:
  1. Фон любви.
  2. Дисциплина на фоне любви.
  3. Сложные вопросы воспитания.
«Дисциплина без насилия» — это:
  • 110 текстовых уроков, без воды, самое важное.
  • Озвучка каждого урока, чтобы вы могли слушать пока руки заняты делами.
  • Практика и задания.
  • !!! Обратная связь от АВТОРА и помощника целых 6 недель потока.
  • Чат для вопросов и ответов.
  • Схемы и проверенные алгоритмы «бери и делай».
  • Тесты и дополнительные материалы.
  • Упражнения.
  • Доступ к курсу на 6 месяцев.
Чтобы узнать о дате старта следующего потока курса «Дисциплина без насилия» — напишите менеджеру проекта (нажимайте на кнопку ниже и переходите к диалогу):

Также в диалоге можно задать любой организационный или технический вопрос, уточнить информацию по поводу оплаты, наличии скидок и возможности рассрочки платежа.

С уважением, Ирина Коваль, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка», автор курсов экспертного родительства.