Ежедневно вижу, как возникают новые группы в ВК, где специалисты по детям продают свои обучения и тренинги.
На обложках групп красуются яркие надписи. Все примерно об одном: «Чтобы ребёнок хорошо учился и был счастлив».
Мне как-то не комфортно от ограниченности этих призывов и того, что на них откликается много родителей.
Что, реально, родители об этом мечтают?
Это что все, что нужно? Чтобы учился хорошо? А что значит хорошо?
Пятерки, четверки и все сам? Учитель доволен и ставит в пример на собранни?
Есть внешняя картинка отметочного благополучия и довольно? А что там внутри, за картинкой пятерок? Что за человек формируется? Может быть такой, что нет своего мнения, подстраивается под требования, забывая себя, поэтому им довольна система и учитель?
Цель — чтоб учился хорошо — неплоха сама по себе, но о чем она непонятно.
О том, чтоб надрессировать ребёнка здесь и сейчас выполнять стандарты? Это можно — с помощью разных педагогических приёмов и технологий.
Будет решать, писать и говорить по образцу, получать свои хорошие оценки. Только это ли нужно?
Чтобы был счастлив — это как?
Как может родитель сделать из ребёнка счастливого ребёнка? Удовлетворяя его желания, потребности и ограждая от сложностей?
А что с ребёнком будет потом, если в детстве он перманентно счастлив и не умеет проживать фрустрации, когда желание не исполняется.
Есть такие дети, которые не сталкивались со сложностями до совершеннолетия. Они были счастливы, их любили.
Только к жизни они оказались не готовы.
Не научились преодолению и контролю «негативных» чувств. Безвольные.
Нет цели, так как все хорошо. Могут работать, только если интересно. Могут общаться до первого конфликта, а дальше «не прикольно». Им быстро становится скучно. Жить скучно и трудиться скучно. Хотят денег, но напрячься, чтобы заработать не хотят. Эмоционально не зрелые люди.
Эти вопросы важны… Призыв — это цель того, что продается.
Цель — это показатель сути работы специалиста, уровня его понимания, стратегии и тактики.
Повсеместно цели обозначают «тупенько» и не корректно. Не знаю почему — то ли сами продающие специалисты не понимают суть, то ли надеются таким образом привлечь толпу покупателей побольше.
И покупатели — родители не просто так «клюют» на эти лозунги «чтоб хорошо учился и был счастлив»…
Родители — большей частью
эмоционально незрелые люди, к сожалению.
Это не очень зависит от возраста, скорее от жизненного опыта, умения делать выводы и осознанно меняться.
Незрелые родители рожают ребёнка, но как дети, надеются, что как нибудь сам вырастет хорошим человеком.
Надеются, что ребенок будет сам по себе помогать им. И что, их жизнь особо не изменится.
Хотят безпроблемного ребёнка, удобного, чтобы хлопот поменьше доставлял, позволял жить своей жизнью.
Делают из своего ребенка опору своему самомнению. Повышают за счёт ребёнка самооценку.
Чтобы чувствовать себя успешным, эмоционально незрелому родителю надо, чтобы ребёнок хорошо учился, был не хуже (желательно лучше других ) и чтобы был довольный и счастливый. Желательно постоянно.
Если ребёнок у родителей доволен, значит они молодцы.
Когда ребёнок не удобный, например, с СДВГ или активный сильно, или имеет своё мнение и говорит его, или отличается от идеальной картинки в голове у ролителя — родителю плохо.
Если ребёнок не доволен и не демонстрирует счастье, то родителю очень плохо.
Ведь его образ благополучия рушится, опора ломается. Становится страшно и вылазит раздражение. На ребёнка, конечно. Он же «не такой и не так как надо делает». Детей затыкают. На них обижаются! У них нет права быть не совершенными при таком вот родителе.
Конечно, в таком случае очень привлекают простые призывы, особенно если усилить их словами «уникальная авторская методика» или что-то вроде того.
Но вот это все обман. Нет ничего такого в детской психологии , что можно выдавать за авторскую методику. Все давно придумано и написано в учебниках.
И весь секрет — менять родителю себя, изучать своего ребёнка и труд, труд, труд…. Никаких волшебных авторских кнопок и уникальных таблеток не существует.
Без труда и изменений себя — толку не будет. Хотите толк — нужны вложения ресурсов материальных и не материальных.
Чтобы эти вложения оправдались нужно ТОЧНО определять цели и понимать как их достигать.
Для меня, например, совершенно ясно, что без знаний про формирование мозга ребёнка, без знаний нейропсихологии это не возможно. Будут деньги на ветер и бег на месте.
Скорее, призыв должен звучать так:
«Как изменить себя, чтобы научить ребёнка учиться, верить, благодарить и позитивно держать удары судьбы»
«Изучите работу детского мозга чтобы помочь вашему ребёнку развиваться эффективно и экологично»
«Как воспитать себя, чтобы вырастить ребёнка разумным, любящим и адаптивным»
Или, более локальные призывы:
«Узнай, какие условия обучения подходят мозгу твоего ребёнка, чтобы помочь ему учиться успешно.»
«Как кормить ребёнка в младшем школьном возрасте, чтобы его мозг хорошо развивался и позволял ребёнку эффективно учиться»
«Как сформировать у малыша крепкий фундамент на уровне мозга для успешного обучения в младшем школьном возрасте.»
«Узнай, как формируется навык письма на уровне мозга, чтобы не требовать от твоего ребёнка невозможного»
Как-то так должны звучать продающие призывы для родителей. Это честнее и разумнее.
И лучше потратить свои ресурсы на игру с ребёнком, чем на пустые обучения.
А вы как полагаете? Дадите обратную связь или это вопрос для вас не актуальный?
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, руководитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.