Воспитание силы воли

Любое проявление разгильдяйства должно быть наказано! Реагируйте эмоционально, чтобы потрясло, породило установку: «Думай перед тем, как сделать это, а то плохо тебе будет!»

Удивительно, но это ☝🏻рекомендация детского психолога. Из интернета, из статьи.

Конеееечно, как же без этой прекрасной, жизнеутверждающей установки, которая должна потрясти и впечататься в детскую психику намертво.

Установки, которая потом будет провоцировать разнообразный страх: совершить ошибку, не успеть, быть наказаным. И вторично — что угодно — от перфекционизма, до низкой самооценки и неумения себя и других прощать за ошибки. Как же не сделать из ребенка невротика — это ж святое…(Злобный сарказм, простите).

А вот еще из другой статьи: «Безвольного ребенка с раннего возраста надо настойчиво приучать завершать начатое, что требует от него усилий.»

Ну да, ну да… именно с раннего. В период от 0 до 3,5 лет. И понастойчивей, спуску маленькому негоднику не давать. Ишь, что …безвольный растет!

И еще из другой статьи: «Дисциплина — главное оружие в борьбе с отсутствием воли у ребенка».

Оружие…в борьбе…🙈. Да, многие родители именно так дисциплину и воспринимают. Но это пишут дипломированные психологи!

Таких «перлов», оказывается, много можно встретить. Если честно, я в тихом шоке. Лучше бы не читала. Плохо, когда психолог не проработал своих «тараканов», вот что я вам скажу. Опасно даже.

И очень плохо, когда психолог не имеет представления о законах развития мозга ребенка.

Потому что ВСЕ воспитание должно выстраиваться на учёте этих законов. Соответственно, и рекомендации тоже.

Из возможностей мозга следует исходить, когда от ребенка чего-то ждёшь. Или когда правила устанавливаешь. Слава Богу, что я 10 лет назад вникла в эту тему, увлеклась нейропсихологией развития.

Про воспитание силы воли у ребенка поделюсь мыслями.

Снова будет много букв🤗

Первое, что нужно осознать, — маленькие дети раннего возраста ФИЗИЧЕСКИ НЕ СПОСОБНЫ на осознанные волевые усилия.

Не доделывать, отвлекаться, бросать начатое, потом снова возвращаться и снова бросать — нормально, естественно и органично для малыша. Более того, это естественно для любого ребенка дошкольного возраста.

Правда, если занятие интересное, ребенок может и в год сосредоточенно заниматься. Но это совсем не про силу воли и не про самоконтроль.

➡ ТРЕБОВАТЬ от двухлетки «довести дело до конца» и ждать результат так же нелепо, как требовать, что двухмесячный ребенок побежит. Нечем ему бежать — структуры мозга не созрели, ноги не выросли. Вот так же и с доведением дела до конца у малыша — нечем ему еще управлять и заставлять себя. Мозг не созрел. Особенно префронтальная кора, управляющая функциями.

Вот тут писала про нейрофизиологию силы воли

https://vk.com/wall217774475_19743

=== === === ===

Сила воли — это не насилие над собой.

Это самоконтроль. Осознанная регуляция чувств, выборов, поведения.

Осознанная – значит, с пониманием СМЫСЛА И ЦЕННОСТИ действий. Когда человек понимает, ЗАЧЕМ нужно делать что-то полезное. Даже если сейчас неохота. Или охота совсем другого.
=== === === ===

Например, охота поваляться, а надо делать уборку дома.

Тогда включается самоконтроль или, иначе говоря, сила воли. Срединная часть префронтальной коры дает сигнал своей левой части, и человек понимает: «Я не буду лежать, я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочу, чтобы было чисто». Потом сигнал правой части коры заставляет человека действовать, реализуя желание «Я БУДУ прибирать». (Это простенькое описание; конечно, мозг целиком работает на достижение цели и мгновенно. Но смысл примерно такой)

Взрослый осознает, ЗАЧЕМ прибирать игрушки, например. Ну, предположим, что осознает. И чистота в доме для взрослого — внутренняя ценность.

А ребенок раннего возраста и дошкольного — не осознаёт. И ценности внутренние у него не сформированы.

Даже если ему рассказали несколько раз, что когда чисто — это приятно; что об игрушки можно споткнуться, что игрушки теряются, если валяются где ни попадя.

Знать и делать- разные вещи.

Знание информации — это еще не ценность.

Да и понимание того, как именно игрушки должны «жить», где и в каком виде, у детей сильно отличается от взрослого понимания.

Дети же играют. То, что для мамы — беспорядок, для ребенка — целый мир. Игрушечный. Где идет своя бурная жизнь.

Он этот мир полдня строил, все построенное имеет для него ценность и понятную «логику». А тут говорят — НАДО убрать. Зачем, почему надо разрушать этот чудесный мир, ребенок не понимает.

=== === === ===

📍Сила воли — это сила, выстроенная на осознанности. Ребенок, чтобы ее проявлять, должен хорошо осознавать, ЗАЧЕМ делать и ПОЧЕМУ именно так делать, почему именно сейчас это делать.

=== === === ===

А ему нечем осознавать. Мозг не зрелый. Он в дошкольном возрасте еще вовсю слова-наименования осваивает: названия предметов, явлений, процессов. С миром знакомится. И немного начинает понимать взаимосвязи между явлениями и предметами.

Сложные абстрактные понятия ему некоторое время будут недоступны. Но слушать про них малыш будет охотно, внимательно и с умным видом.

➡ Чтобы воля работала, нужны, как минимум, 3 вещи:

— качественно функционирующий и достаточно зрелый мозг;

— достаточные ресурсы на данный момент (нехватка сна, например, действует на префронтальную кору как алкоголь — вырубает ее);

— осознание ЗАЧЕМ, то есть внутренние устойчивые ценности.

✔У детей современных с качеством функционирования мозга сложновато. По объективным причинам (экологическая катастрофа+техногенная цивилизация). Астения у каждого первого.

Астения означает, что мозг работает не оптимально, кора и подкорка друг друга «слышат» плоховато, с опозданием, реакция на мир запаздывает, ресурсов у мозга мало.
Это норма сегодняшнего дня, о которой хорошо знают грамотные психиатры, неврологи и нейропсихологи.

А родителю «снаружи» этого не видно. Он видит не астению, а капризы, истерики, лень, вредность и прочее.

✔К этому всему — возрастные особенности.
Ну невозможно на слабое «железо» загрузить новейший мощный софт без последствий. Железо или не потянет программу, или сгорит.

Нагрузка по возрасту должна быть. Когда мозг созреет. Опытные собаководы даже щенков до поры не грузят дрессурой. А малышей родители считают нормальным нагрузить сверх возможностей психики.

❗Самоконтроль может работать на страхе.

Избежать наказания — тоже ведь своего рода ценностная установка. Да еще и усиленная инстинктом выживания.

Ребенок будет прибирать, чтоб не наказали (криком, лишением, отвержением или даже физически).

Или еще через чувство токсичной вины может «самоконтроль» включаться. Родитель манипулирует ( «Я для тебя…, а ты даже прибрать не хочешь, делаешь маме плохо, папу сердишь»).

Понятно, что здесь осознанности у ребенка будет ровно ноль?

И как только ребенок окажется без надзора и возможности наказания, он перестанет прибирать.

Впрочем, такая стратегия воспитания, через страх или вину, вполне может привить ребенку ценность чистоты. НЕВРОТИЧНУЮ.

И невротическую потребность чистоты. Это когда психику колбасит, если не прибрано. Невозможно расслабиться.
Невроз чистоты в лёгкой форме встречается очень часто. У постсоветских родителей почти всплошную.

Выше я не просто так написала «…предположим, что взрослый осознает, зачем нужно убирать». Далеко не все взрослые это действительно осознают.

Многие действуют автоматически, удовлетворяя свои невротические потребности.

Вот, например, раздражает маму или папу беспорядок. Игрушки раскиданные, посуда не убранная, крошки, вещи не на своих местах…

Когда чисто и убрано, родителю хорошо и спокойно.

➡ Потому что родителю в детстве его родители заложили установку «дома убрал — ты хороший».

За чистоту ему давали поощрение эмоциональным теплом или куцей оценкой «молодец».

Не его всего принимали с теплом, а только его удобное поведение.

Дальше в течение жизни на это укладывались другие распространённые установки: «у хорошей хозяйки дома должно быть всегда чисто», «грязнуль никто не любит», «кому ты будешь нужен такой ленивый», «у хорошего мужа в доме порядок» и прочее.

➡ В итоге сформировалась связка (подсознательная) «дома чисто — я хороший- мне спокойно». Ну а если дома игрушки валяются — то неспокойно.

В этой раскиданности родитель чувствует нарастающее напряжение.

Потом раздражение. Потом сильное раздражение.

Надо его снимать, а то бомбанет разрушительным гормональными взрывом. Снимать можно уборкой.

Но с детьми это очень не просто. Дети постоянно играют. Только разложишь — все опять не на месте. Особенно, когда детей больше одного.

Кто виноват, что родителю плохо? Кто раскидывает? Дети, конечно.

А они уже должны понимать! Сколько раз можно одно и то же повторять этому трехлетке?! Раздражение начинает выливаться наружу. На детей, конечно, на кого же ещё?!

➡ Психика будет защищать хозяина, будет искать причины снаружи и НЕОПАСНЫЕ объекты для выплеска злости.

Раздражение и напряжение в отсутствии порядка — признаки невроза и неуверенности в том, что «я хороший и нужный» без всяких внешних опор. (Это не про гордыню, если что. Это про здоровое ощущение себя человеком)

Родитель требует чистоты, наказывает ребенка за неисполнение и поощряет, когда убрано.

Считая, что именно так он воспитывает любовь к чистоте.

❗На самом деле он перегружает свой невроз ребенку с раннего возраста, год за годом.

➡ Ребенок прибирает не потому, что любит это и считает важным, а потому, что иначе «мама злая, ругает». Или папа. Или оба.
И что он плохой, если дома не убрано.

=== === === ===
Ребенок вынужден обслуживать родительский невроз за крохи тепла и принятия.

В этом нет разумного воспитания и родительства.

В этом нет воспитания силы воли.

Это вообще не про воспитание. А про удовлетворение невротических потребностей родителя. Все происходит на вспышках эмоций и токсичных установках, в сопровождении отсутствия знаний о возрастных и личностных возможностях своих детей.

=== === === ===

✔А еще у детей внимание непроизвольное развито. А произвольное — нет.

Осознанная концентрация внимания на деле доступна очень слабо, только к 6-ти годам начинает активизироваться. Но удерживать произвольное внимание самостоятельно ребенку еще трудно. Мозг не дозрел. Дозреет, если все хорошо пойдет, к подростковому возрасту.

➡ Это значит, ребенок долго нуждается в организующей помощи. Аж до подросткового возраста, а некоторые дети и дольше. До почти взрослого. Потому что — см. выше — астения и не оптимальное функционирование мозга.

❓Что же нужно делать для воспитания воли у ребенка?

✔Нужно, в первую очередь, много объяснять, смыслы ребенку закладывать, помогать понять вашу позицию, прививать ценности.
Только не невротичные, а здоровые.

Чтобы постепенно к младшему школьному возрасту сформировать «базовую» осознанность по важным вопросам.

✔Правила надо вводить грамотно. Это искусство — обучить ребенка правилу так, чтобы оно выполнялись. И этим искусством можно овладеть.

✔Вместе с ребенком дела делать надо чаще. Напоминать про дела надо. Позитивно. Терпеливо. Проявляя силу воли. Осознавая, что воспитание — это процесс долгий.

✔Формировать желательное поведение надо.

Умеете это делать? Это из курса «Родительство и воспитание», из темы «Дисциплина на фоне любви».

✔Кстати, да. Фон любви в семье держать надо. Без него дисциплина будет как в той дурацкой статье, которую вначале цитировала, борьбой, оружием. Будет искажать развитие мозга ребенка и его личности.

Фон любви мы тоже на курсе осваиваем. Он невозможен без досконального знания своего ребенка. И себя, как родителя.

Что чаще всего получается, когда родители решают воспитывать волю у ребенка?

÷ Возможности и ресурсы мозга ребенка не учитываются.

÷ Об индивидуальных особенностях ребенка родители даже не знают.

÷ Здоровые ценности не формируются, формируются невротические.

А прочитают токсичные рекомендации психологов в интернете — так и вообще могут наказывать начать малыша. Дичь, темнота и безграмотность…

➡ Важно вот что понять и принять: существуют законы природы, которые мы не можем обойти.

В дошкольном возрасте нейронные связи в префронтальной коре только формируются, поэтому дети до 6-7 лет практически не способны к самоконтролю.

Им нужна помощь взрослого. Во всех делах, которые требуют психических усилий.
Чистить зубы, соблюдать распорядок, помогать по дому, делать уроки. Для всего этого нужна достаточно зрелая префронтальная кора. Поэтому родитель нужен рядом. С позитивом, с поддержкой, с мягким, постепенным обучением и передачей здоровых ценностей.

📍Лучшее, что могут сделать родители детей до 3,5 лет, развивая волю ребенка, — это обеспечить максимально благоприятные условия для развития его мозга.

➡ Внимательное отношение, регулируемый стресс, отклик на потребности, уважение к чувствам и настроению, предсказуемое окружение — всё то, о чём нам рассказывает теория привязанности, вкупе со здоровым образом жизни обеспечивают идеальные условия для развития мозга, а значит, и силы воли в будущем.

Хотите вырастить героя со стальной волей?

Будьте рядом, позволяйте плакать и утешайте в раннем детстве.

Следующим шагом будет воспитание навыка управлять чувствами. На фоне любви. Про управление чувствами на курсе отдельно подробно говорим.

И лишь после этого этапа стоит серьёзно заниматься прокачкой воли.

Плавно, постепенно, позитивно.

🧠🔥Всему этому я обучаю родителей на курсе «Родительство и воспитание».

Сейчас идет набор, начало занятий 20.11.2020 г

🤝🏻 🔊 Я вернула обратную связь: как и раньше буду отвечать на вопросы родителей в закрытой беседе.

😎И главное — СКИДКА сейчас реально БОЛЬШАЯ.

Скидку решила сделать не от хорошей жизни, просто ковид и самоизодяция понизили покупательную способность людей. Я это понимаю, сама в таком же положении.

Смотрите.

По ссылке ниже можно получать рассылку с уроками. Там 4 БЕСПЛАТНЫХ и полезных урока. Они приходят раз в сутки.

А на 5е сутки приходит последний урок и ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕМ КУРСА, цены и как проходит.

Жмите, подписывайтесь

https://vk.com/app5898182_-166359192#s=1032618&fo..

Успевайте сэкономить!

С уважением, Ирина Коваль, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка»