«Вы и дома можете гречку пересыпать…»
Именно так сказала недавно одна пожилая и опытная мама своей взрослой дочке, когда та захотела пойти с малышом в нашу группу Монтессори. А дочка рассказала это мне на личной консультации с просьбой рассказать про занятия подробно.
Хм…гречку, конечно, можно и дома пересыпать, но если мы говорим о Монтессори методе, причём здесь гречка?
На наших занятиях дети развивают:
произвольное внимание
Сверхважный момент в обучении и в жизни. В наших группах «Вместе с мамой» развитие произвольного внимания идет естественным путём, никакого принуждения, закрепощения, ограничений для малыша нет. А эффект большой есть.
Сама система организации занятий — свободная работа в подготовленной среде — помогает «прокачивать» навык сосредоточения очень эффективно и без нагрузки для ребёнка. Подробно о развитии внимания в раннем возрасте писала тут:
https://vk.com/wall217774475_5808
крупную моторику
Это все, что связано с движением тела — ловкость, координация и контроль движений, мышечная сила и прочее.
Развитие крупной моторики в раннем возрасте очень важно — все высшие психические функции, интеллект на уровне мозговых связей выстраиваются, опираясь на двигательную активность. И это не про побольше побегать.
По нашей диагностике, более 30% современных городских малышей до 3 лет имеют отставание в развитии движений. При том, что все они ходят, ползают, гуляют и прочее.
Двигательная активность и нагрузка на мышцы должна быть разнообразной и грамотной. Как у нас в группе. У нас для этого выделена специальная зона с оборудованием.
речь
Понимание речи, пассивный словарный запас, активную речь.
Никаких букв и цифр — мы НЕ ОБУЧАЕМ.
Мы грамотно и экологично развиваем ребёнка в соответствии с потребностями мозга в этом возрасте. Обучение символам (буквы и цифры) до 4,5 лет вредит естественному формированию мозга малыша.
Помимо живого и разнообразного общения с ребёнком, что само по себе стимулирует речь, в нашей группе есть целая зона, посвящённая развитию речи со специальными (и уникальными) материалами, созданными с учётом возрастных возможностей детей.
самообслуживание
Умение мыть руки, прибирать за собой вещи, убирать разлитое и просыпанное, подметать аккуратно, стирать и мыть предметы, мыть зеркала, наливать воду, переливать жидкости, надевать одежду, застегивать разные виды застежек (пуговицы, кнопки, замки, крючки), складывать игрушки на место и прочее.
Все эти умения сами собой не формируются, дома мамам не хватает времени на то, чтобы научить ребенка делать это правильно. Хотя дети физически могут, например, подметать в 2 года и хорошо подметают. А также могут мыть, готовить простую еду и прочее.
У нас в группе есть специальные упражнения и специальное оборудование, чтобы ребёнок освоил самообслуживание максимально эффективно. Это важная часть развития интеллекта и воспитания.
самостоятельность
Умение контролировать свою деятельность, начинать, вести и завершать дело без напоминания, замечать и исправлять ошибки, поддерживать рабочее место в порядке, решать текущие задачи, делая разумный выбор.
Правда хорошие умения? В школе они просто на вес золота…
А вы как думаете это все само собой вдруг к семи годам «включится» в мозге, да? Типа, ребёнок вырастет и сам станет делать все как надо?
Если так, то вы ошибаетесь. Именно сейчас, в раннем возрасте можно заложить основу для всех этих умений, чем мы и занимается на занятиях. А без основы ничего толком не сформируется.
творческие задатки и навыки
Рисование, лепка, аппликация, навык владения инструментами и предметами для творческой деятельности без навязывания стереотипов, без ограничения времени и выбора чем заняться.
социализацию
Умение договариваться со сверстниками (даже не умея ещё разговаривать словами) и с другими взрослыми, нормы вежливости и этикета, умение вежливо отстаивать свои границы, умение ждать своей очереди, умение спокойно принимать различия характеров и поведения других людей, умение уступать и просить нужное и так далее.
Умение слушаться и принимать правила.
Прямо отдельно это умение вынесла из списка, потому, что сложно сейчас с этим у родителей.
Не у детей, заметьте. Именно у родителей. Не могут взрослые приучить малышей к дисциплине э к о л о г и ч н о, то есть с учётом возрастных и личных особенностей своего ребёнка.
Либо «передавливают» с правилами и дисциплиной, боясь, что «разбалуют» и невротизируют ребенка в итоге, либо попустительствуют и сильно тормозят его развитие. Причины попустительства разные, в основном страх навредить психике ребёнка и мамы и папы помнят, как им было тяжко в их детстве от «воспитания».
А сами то дети замечательно принимают дисциплину и правила, если грамотно их воспитывать в этом плане. Мы умеем это делать эффективно и мам на занятиях обучаем.
В группе детей и с хорошим наставником можно легко сделать то, что наедине дома не получается.
Правда, зачастую, педагогу приходится сначала работать с теми сложностями поведения и характера, которые родители по неопытности и не знанию сами у ребёнка сформировали.
Все, что я рассказала, это очень не подробно, конечно, это так сказать «по крупному» наши педагогические задачи.
В следующих постах в рамках темы разумного раннего развития углублюсь в конкретику. Думаю, вы будете удивлены, узнав некоторые моменты….
Ну, и вот….Дома вы конечно можете пересыпать гречку.
А также переливать воду, закупаться «развивающими» игрушками, лепить, играть…
Но причём тут наши занятия, система Монтессори и грамотное развитие в раннем возрасте?
Вам была полезна эта статья? Рассказывать дальше?
Пишите » да», «+» или что хотите в в качестве согласия в комменты).
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, руководитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.