Про сложности в обучении чтению

Знаете, сейчас довольно много плохо читающих детей в начальных классах. Им не только смысл текста сложно понимать. Сложно просто прочитать текст.

Если это в первом классе, это ещё ладно, сильно ребёнка не шпыняют. А если и дальше так?

Учитель снижает оценки, причём по всем предметам. Родители дома психуют. Ребёнок думает, что он отсталый и, вообще, перестаёт заниматься.

Читающий мальчик 1

Что делать?

Обычно родители считают, что просто читает ребёнок мало и начинают его заставлять и заставлять… Или нанимают репетитора.

Только результат может и не последовать.

Дело в том, что это может быть (часто так и бывает) вовсе не лень, а серьезная проблема – дислексия.

Существует несколько видов первичной дислексии и еще – вторичные нарушения чтения.

Первичные дислексии связаны с нарушением базисных (для письменной речи) функций мозга. Эти нарушения в определенных зонах мозга возникают из-за многих причин и часто совершенно не заметны до того, как ребенок начинает читать.

Вторичные могут возникать, например, из-за плохой слухо-речевой памяти или слишком быстрого темпа деятельности, не подходящего ребенку.

Вот у меня был такой случай.

Пришёл на приём ко мне мальчик с мамой. Мальчик приятный в общении, вежливый и внимательный. Он учился в третьем классе.

У него были серьезные проблемы с обучением, сложные отношения с мамой из-за учебы и, как следствие, сниженная самооценка. Мама была очень нервной. Не удивительно, ведь до того, как попасть ко мне, она сменила несколько репетиторов, регулярно получала замечания от учителя этого мальчика, и много времени потратила на ругань с собственным ребёнком, испортив отношения с ним и отчаявшись.

Мама долго была убеждена, что сын просто ленится. И учитель ей говорила, что мальчик умный, но мало читает.

Но потом она в интернете нашла информацию про дислексию. Ей показалось, что возможно причина где-то здесь. Они пришли к нейропсихологу с последней надеждой.

И, действительно, во время нейропсихологической диагностики, у мальчика выявилась настоящая дислексия. Конкретно, один из видов дислексии – окуломоторная.

Это когда нарушены движения глаз. Перевод взгляда с буквы на букву, от слова к слову и по предложению происходит по определенному алгоритму, и не всем детям удается им овладеть из-за специфических нарушений работы мозга.

Даже если бы этот третьеклассник читал непрерывно с утра до вечера, он не научился бы читать хорошо. Ему нужна была помощь специалистов.

Поэтому, если вы видите, что у вашего ребенка есть сложности с чтением, не тратьте время и нервы просто так. Ни свои, ни его. Идите к специалистам сразу.

Вам нужен либо нейропсихолог, либо логопед-дефектолог. Это для диагностики. Хороший невролог и доктор остеопатии тоже очень будут кстати.

И чем раньше, тем лучше.

А у того мальчика, после ряда коррекционных мероприятий постепенно все наладилось).

С уважением, нейропсихолог, Ирина Коваль.