Знаете, сейчас довольно много плохо читающих детей в начальных классах. Им не только смысл текста сложно понимать. Сложно просто прочитать текст.
Если это в первом классе, это ещё ладно, сильно ребёнка не шпыняют. А если и дальше так?
Учитель снижает оценки, причём по всем предметам. Родители дома психуют. Ребёнок думает, что он отсталый и, вообще, перестаёт заниматься.
Что делать?
Обычно родители считают, что просто читает ребёнок мало и начинают его заставлять и заставлять… Или нанимают репетитора.
Только результат может и не последовать.
Дело в том, что это может быть (часто так и бывает) вовсе не лень, а серьезная проблема – дислексия.
Существует несколько видов первичной дислексии и еще – вторичные нарушения чтения.
Первичные дислексии связаны с нарушением базисных (для письменной речи) функций мозга. Эти нарушения в определенных зонах мозга возникают из-за многих причин и часто совершенно не заметны до того, как ребенок начинает читать.
Вторичные могут возникать, например, из-за плохой слухо-речевой памяти или слишком быстрого темпа деятельности, не подходящего ребенку.
Вот у меня был такой случай.
Пришёл на приём ко мне мальчик с мамой. Мальчик приятный в общении, вежливый и внимательный. Он учился в третьем классе.
У него были серьезные проблемы с обучением, сложные отношения с мамой из-за учебы и, как следствие, сниженная самооценка. Мама была очень нервной. Не удивительно, ведь до того, как попасть ко мне, она сменила несколько репетиторов, регулярно получала замечания от учителя этого мальчика, и много времени потратила на ругань с собственным ребёнком, испортив отношения с ним и отчаявшись.
Мама долго была убеждена, что сын просто ленится. И учитель ей говорила, что мальчик умный, но мало читает.
Но потом она в интернете нашла информацию про дислексию. Ей показалось, что возможно причина где-то здесь. Они пришли к нейропсихологу с последней надеждой.
И, действительно, во время нейропсихологической диагностики, у мальчика выявилась настоящая дислексия. Конкретно, один из видов дислексии – окуломоторная.
Это когда нарушены движения глаз. Перевод взгляда с буквы на букву, от слова к слову и по предложению происходит по определенному алгоритму, и не всем детям удается им овладеть из-за специфических нарушений работы мозга.
Даже если бы этот третьеклассник читал непрерывно с утра до вечера, он не научился бы читать хорошо. Ему нужна была помощь специалистов.
Поэтому, если вы видите, что у вашего ребенка есть сложности с чтением, не тратьте время и нервы просто так. Ни свои, ни его. Идите к специалистам сразу.
Вам нужен либо нейропсихолог, либо логопед-дефектолог. Это для диагностики. Хороший невролог и доктор остеопатии тоже очень будут кстати.
И чем раньше, тем лучше.
А у того мальчика, после ряда коррекционных мероприятий постепенно все наладилось).
С уважением, нейропсихолог, Ирина Коваль.