Православная психология

В целом, мои клиенты и участники онлайн-курсов спокойно относятся к тому, что я православный психолог. Единоверцы рады даже.

А клиенты, верующие в то, что Бога нет, которые называют себя атеистами, спокойно воспринимают чужие странные выборы.

Для них моя православная вера – странный выбор. Но они признают право людей на выбор.

Я тоже признаю право на выбор атеистической веры другими людьми. Поэтому нам друг с другом комфортно на занятиях.

Но изредка на курс приходят особенные люди.

Я их называю – агрессивные атеисты. Они не признают право выбора. Должно быть все так, как им хочется, а не так как есть.

Они предъявляют мне претензии — чего это я на курсе говорю про совесть с точки зрения веры. Надо просто с точки зрения психологии. Ты ж психолог, вот и давай без всей этой вашей православщины.

С теми, кто агрессивен в грубой форме мы расстаёмся без проблем. Возврат денег и недовольные покидают курс. Но я недовольна. Потому, что тратятся ресурсы. Время особенно жаль.

Поэтому решила пояснить в посте свою позицию и всех, кто не желает заниматься с «ненормальным» психологом заранее предупредить. Сэкономить нам всем ценный ресурс.

Если вы уже несколько напряглись, предполагая, что автор курса – догматик, фанатик или что-то в этом роде – расслабьтесь, пожалуйста, это не так :).

Расскажу в чем суть православной психологии.

Православная психология берет за основу православное мировоззрение и рассматривает человека как Образ и Подобие Божие, как единство тела, души и духа.

Православная психология считает, что глубинный смысл человеческой жизни заключается в одухотворении и богоуподоблении, что осуществляется в результате развития добродетелей и преодоления страстей.

Этот смысл изначально человеку уже задан Творцом.

Все остальные ситуативные смыслы имеют значение, если только они подчиняются или хотя бы не идут в разрез с этим главным смыслом.

Православная психология основывается на представлении о смерти как переходе души в иное состояние.

Личный духовный опыт, полученный во время земной жизни, получает свое дальнейшее развитие и определяет загробную участь человека.

Православная психология существенно отличается от своих светских аналогов тем, что признает наличие мира ангелов и мира падших духов, а так же воздействия, оказываемые этими мирами на человеческую душу.

Для православного психолога очевидно, что глубинное разрешение внутреннего конфликта происходит на невидимом фронте духовной войны между добром и злом. Поле битвы – это душа человека.

Задачи православной психологии и психотерапии.

Общая задача – оказание человеку помощи в преодолении его нарушенной целостности и подведение к осознаванию страстных механизмов, приведших к болезни или возникновению проблемы.

Следовательно – задача помочь человеку исцелиться, прийти к внутренней свободе и радости, осуществить себя в полную меру.

Это работа, которая обязательно затрагивает уровень смыслов и ценностей. Очень много тут зависит от того, насколько глубока личная вера самого терапевта.

Частная задача – это оказание человеку помощи в решении его конкретных жизненных ситуаций или разрешении внутриличностного конфликта.

Здесь используются психотерапевтические методы и техники. Чем большим «арсеналом» техник и приемов владеет психотерапевт, тем лучше.

Если психотерапевт стоит на позиции фрейдизма и видит в неврозе только вытесненную сексуальность, то и решаться эта проблема будет соответственно.

Однако вытесненная духовность формирует заблуждения и создает проблемы гораздо более сложные.

Это кратенько о сути православной психологии. Текст я составила из выдержек отсюда https://azbyka.ru/chto-takoe-pravoslavnaya-psixologiya-i-psixoterapiya

Если интересуетесь темой подробнее – загляните.

На курсе «Родительство и воспитание» речь идет о любви к ближнему себе и к детям, а эта тема универсальна для любого адекватного человека.

Для меня она наиболее максимально полно раскрывается в православии.

Для другого человека — может раскрываться в мусульманстве.

Я с уважением отношусь к любой вере, которая не связана с злостью, деструктивом, ненавистью к живому, как у сатанистов, фашистов и т.д.

Как православный человек я НА СЕБЯ в первую очередь смотрю – много ли во мне любви, воспитываю ли я себя в первую очередь.

Мне лично важно и исключительно полезно регулярное Причастие, исповедь, чтение молитв, Акафистов, Соборование и вообще та глубокая духовная внутренняя работа которая сопровождает жизнь православного человека.

Но я ничего никому не навязываю. Это было бы нелепо.

Следить за другими людьми и их мировоззрением – не мое дело.

Бог всех людей любит одинаково и это для меня главное.

Люди стоят – кто рядом с Господом, кто далеко от Него. Поэтому по разному чувствуют Любовь Бога. Стоят – это про не расстояние, это образное приятие Господа в своей душе.

В каждом человеке много хорошего и каждый имеет свободу выбора где стоять и чему верить – это основа и опора для меня в общении. Я рада на курсе всем адекватным и спокойным людям, которые интересуется темой воспитания детей.

Однако, есть ведь люди у которых присутствует отвращение к теме веры, в принципе.

Тогда их будут раздражать мои взгляды, мои некоторые мнения и слова. А для чего такие занятия нужны, через раздражение?

Поэтому, я пояснила свою позицию заранее.

Вопросы веры занимают небольшую часть материалов моего курса «Родительство и воспитание».

Я делюсь своим пониманием, но никто не заставляет участника курса брать это понимание в свою практику.

Можно брать ту информацию, которая им подходит. Ее очень много.

Она обоснована следующими науками, теориями и направлениями:

  • Нейропсихология развития – законы и этапы развития мозга ребенка.
  • Перинатальная психология – все, что происходит в процессе вынашивания, родов и первых лет жизни ребенка, с ним самим и родителем.
  • Дифференциальная психология – типы психологических различий в разных группах людей (по возрасту, профессии, социальному уровню и т.д.).
  • Нутрициология – как питательные вещества действуют на тело, мозг и психику.
  • Возрастная психология – особенности поведения и реакций ребенка в зависимости от возраста.
  • Нейропедагогика – теория и технологии воспитания и обучения, основанная на данных современных наук о мозге.
  • Рационально-эмотивная теория – главная причина психических расстройств – ошибочные, иррациональные когнитивные установки, а не прошлый опыт человека.
  • Логотерапия и экзистенциальный анализ – поиск смыслов жизни и терапия, основная на смысле жизни.
  • Теория привязанности – динамика отношений и развитие личности под влиянием базового биологического механизма.

Быть православным психологом в современном мире – не выгодно со всех сторон.

Коллеги считают белой вороной, ведь «настоящая» наука не совместима с верой.

Часть потенциальных клиентов регулярно теряется, узнав про мою «ненормальность» и ищут психолога- атеиста.

Часть догматично настроенных православных считает что психология – полный бред, каким бы спец ни был.

Но факты таковы – для меня жизнь не имеет смысла, если после смерти нет продолжения, развития и если в жизни нет Бога.

Если вас глубоко возмущает то, что психолог настолько глуп, что верит в Бога — поскорее покиньте мой сайт 🙂

Я тоже предпочитаю общение с адекватными людьми и единомышленниками.

Если вы не воинствующий атеист – занятия со мной будут комфортными и полезными. Потому что, с Божьей помощью, я стала хорошим специалистом.

С уважением, Ирина Коваль, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка».