О догматизме и подмене ценностей в воспитании

Мама питается правильно и хочет, чтобы ребёнок питался правильно. Изучила все, что по теме и около. Учит ребёнка какие опасности кроются в плохих жирах, Ешках, сахаре и так далее…

Мама хочет для ребенка самого лучшего — здоровья. Поэтому запрещает вредное и объясняет, объсняет…А у ребёнка страхи. Ему плохо. Хотя про вредную еду он может прочитать лекцию в свои пять лет…

Мама хочет, чтобы ребёнок понимал гигиену. Мама очень чистоплотная, её в детстве ругали за плохую уборку. Сейчас ей не хорошо, когда рассыпалось, пролилось, запачкалось…

Хорошо, когда все чисто. Дом, она, вещи, ребёнок, руки ребёнка. Грязь — это опасно, от этого болеют.

Мама хочет для ребёнка самого лучшего — благополучия. Поэтому следит за чистотой и приучает к этому ребёнка. Строго. И рассказывает про микробов везде и на руках тоже.

Мама хочет лучшего, а у ребёнка страх и навязчивое желание мыть руки…Он очень чистый и часто плачет без причины, но про микробов знает много в свои четыре года…

Мама успешный специалист, активный и дерзкий. Она добилась финансового успеха и знает, как надо много уметь, чтобы быть на плаву.

Мама хочет лучшего для своего ребёнка — успешности. Поэтому заставляет его учиться. Прям сильно заставляет, ругает, стыдит. Хочет, чтобы ребёнок понимал, что учиться важно. И чтобы хотел, стремился, активничал, проявлял себя…

Ещё возит его на кучу дополнительных занятий. Мама боится упустить важное, не додать. А ребёнок уже ничего не хочет, в свои восемь лет. Ни учёбы, ни успеха, ничего…Просто хочет быть дома, есть, спать и смотреть видео.

О чем это я? О догматизме и подмене ценностей в воспитании.

Таких зарисовок из детско-родительской жизни я могу привести очень много. Мамы обращаются за помощью их детям и не понимают, что происходит.

А происходит вот что.
Во-первых, мамы (папы тоже не меньше) настолько цепляются за какую-то идею полезности, что превращают её в личную воспитательную догму.

Догма — это положение, принимаемое за непреложную истину, неизменное при любых обстоятельствах.

Догма, это когда правила выше любви.

А какая любовь, если ребёнка не учитывают, не видят за правилами? Если человека действительно любишь, то хочешь его знать в первую очередь.

Если бы была любовь, то родители бы сначала изучали своего ребенка — как его мозг сформирован, особенности работы его нервной системы, его возрастные потребности, его возможности. А потом бы грузили информацией, правилами, учебой, нотациями…очень дозированно и без фанатизма. Не доводя до неврозов.

Во-вторых, у мам происходит подмена ценностей. Это ведь не забота о ребенке, на самом деле. Это реализация своих страхов, и мероприятия по предотвращению…чтобы им самим было легче жить. Заражают своими страхами детей, создают группу подддержки своей больной ценности в семье.

При чем же тут забота о ребенке?

Ребёнку надо настящую, чуткую любовь, разумную дисциплину, гибкость в правилах. Никаких догм. И чтобы родители разобрались со своими тараканами.

Тогда есть больше вероятности, что получится воспитать здорового, благополучного и успешного человека.

Какие мысли возникли? Пишите

С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, руководитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.