Как развивать ребёнка и не покалечить?

Думаете все развивающие занятия одинаково полезны? «Одна голова хорошо, а две — лучше», а вот две активные руки иногда опасно!

Я говорю о занятиях, которые специально тренируют вторую неведущую руку в надежде развития новых межполушарных связей и неминуемой гениальности ребенка.

Детям предлагают проводить линии двумя руками, рисовать лабиринты и спирали, картинки и т.д.

Если бы Джон Джексон, старший преподаватель школы грамматики в Белфасте, знал, сколько проживет его теория и сколько денег будут готовы отдать те, кто в нее поверил, наверное бы сильно удивился.

Именно он в начале XX века выдвинул ИДЕЮ, что если тренировать руки, то вместе с моторикой, активируются и оба полушария, и это также будет способствовать развитию способностей человека.

Да, это только теория. Идея, научного доказательства которой нет!

Более того! Исследования амбидекстров (людей, у которых правая, и левая руки могут выполнять действия с одинаковой скоростью и результатом) показали обратное:

  • Они довольно быстро устают.
  • Хуже концентрируют внимание.
  • Довольно долго обрабатывают информацию, приходящую извне.

Почему «двуруким» людям живётся сложнее?

Пока наша правая рука пишет, левая — отдыхает, а с ней и часть мозга, которая отвечает за ее работу, а у амбидекстров оба полушария мозга в активном состоянии находятся постоянно, и это может привести к перегрузке детской психики.

ПРОСТО ФАКТЫ. НИЧЕГО ЛИЧНОГО

Исследования показали, что:

  1. Искусственная натренированная «двурукость» может приводить к конфликту функций головного мозга и торможению мыслительных процессов.

А когда думать, если одна рука лабиринт рисует, другая — спирали…

  1. При активной тренировке не доминирующей руки может повышаться агрессивность, раздражительность, быстро меняться настроение.

Это объяснимо — устает ребенок, устает психика. Однотипные действия быстро надоедают. Если немного и разово — да (именно так используют подобные задания специалисты), но обычно у нас, если начали развивать ребенка, то всерьез, до полного автоматизма!

  1. Также при развитии «двурукости» может замедляться скорость подсчётов, совершения выводов или умозаключений.

А это базовые процессы в школьной программе. Не усвоил со всеми, опоздал с выполнением задания и всё. Пара в дневнике. Дальше проблемы только усугубляются. Пробел в знаниях, поток новой информации и… снежный ком уже сходит с верхушки горы, вызывая лавину.

  1. У детей-амбидекстров часто встречается гиперактивность и дефицит внимания. Считается, что они испытывают трудности в овладении языковыми навыками, чаще страдают сложностями развития школьных навыков.
  2. У амбидекстров несколько ниже и показатели тестов на интеллект, мышление, арифметику и память, чем у леворуких или праворуких.

Главная «причина», опять-таки, в перегруженности психики при активной работе сразу двух полушарий и истощении нервной системы!

И ТУТ УЖЕ НЕ ПРО РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. А ПРО КОРРЕКЦИЮ ПОЛУЧАЕТСЯ.

Я понимаю, что родители, которые водят детей на развивающие занятия или покупают тренажёры для «межполушарного» искренне хотят помочь ребенку.

Помочь легче учиться, лучше справляться с новыми знаниями и успешно окончить школу, а потом поступить в желаемый ВУЗ.

Но, слишком много вокруг информационного шума.

Много вот таких гипотез, которые стали «фактами» в руках предприимчивых людей.

Не выявлено прямой связи между гениальностью и умением владеть двумя руками.

После длительных (от 2 до 5 лет) тренировок у человека может быть хорошо развита моторика обеих рук, но умственных или творческих способностей от этого будет не больше, чем у правши или левши.

Я ИСПОРТИЛА СВОЕГО РЕБЕНКА?

Спешу вас успокоить. Если вы это практикуете дома, такие занятия не навредят мозгу вашего ребёнка, если не будете его грубо принуждать, конечно.

И на этом, в общем-то, всё.

Обещанные в рекламных текстах чудеса: что улучшится почерк, ребенок станет лучше решать задачи и станет почти гениален, к сожалению, лишь рекламный ход.

Чуда не будет.

Усилия по развитию моторики рук будут развивать те области мозга, которые отвечают только за моторику рук.

Ни память, ни мышление, ни речь никак не тренируются, если ребенок научится рисовать лабиринты и спирали двумя руками сразу.

Пример из жизни

Первый класс. Вася, и Маша сделали ошибку в диктанте. И вот мы предлагаем детям рисовать двумя руками спирали и лабиринты в надежде, что мозг заработает на полную мощность, и дети станут писать лучше.

Верите, что поможет?

Я — нет.

Потому что я знаю, что за процесс письма в мозге отвечает 12 нейронных связей. Где-то сбой, но мы пока не знаем где именно.

Когда понятна причина, можно искать решение.

Даже если трудности у детей с письмом похожие, причина сложностей и МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОЖНОСТЕЙ у каждого свои и искать их стоит ИНДИВИДУАЛЬНО и также подбирать задания для КАЖДОГО ребенка.

А спирали с лабиринтами тут не помогут.

Если у вашего ребенка есть трудности с письмом, чтением или математикой, не стесняйтесь, покажите его хорошему доктору остеопатии, хорошему неврологу и хорошему нейропсихологу.

Если нужно, ребенку предложат нейропсихологическую коррекцию с опытным специалистом. И она тоже ИНДИВИДУАЛЬНА.

В коррекционной программе могут быть задания и на тренировку рук, если это требуется, но ЭТО ОДНО ИЗ МНОГИХ, ИЗ СИСТЕМЫ. Задания идут по принципу усложнения. Как только ребенок справляется с легкими заданиями, ему предлагают новое, более сложное. И так постепенно достигается желаемый результат коррекционной работы.

Как реально помочь ребёнку?

  1. Если есть трудности — покажите специалистам.

Пока ребенок маленький, многое можно исправить.

Коррекции поддаются трудности с правильным произношением, концентрацией внимания, плохой памятью, неспособностью самостоятельно выполнять учебные задания и другие.

  1. Стесняться = потерять время

Неважно, что подумают подружки, родня и знакомые мамы. Если вы покажете ребенка специалисту или начнете проходить коррекционную программу вы успеете вовремя.

В психологии существует понятие «сензитивный период». Это период жизни когда те или функции — речь, мышление и т. д. — активно развиваются и хорошо поддаются коррекции.

Например, для речи это время от рождения до 6 лет и первые 2-3 года самые важные, потом идет расширение словарного запаса и коррекция.

Эти периоды не желательно упускать.

Не уверены в компетентности врача в поликлинике? Покажите второму, третьему. Послушайте разные точки зрения, но не медлите.

Чем раньше начать коррекцию, тем меньше усилий потребуется от ребенка и больше шансов восстановить норму функций и быстрее получить результат!

С уважением, Ирина Коваль, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, православный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка», автор курсов экспертного родительства.