«Знаешь, я у неё первый раз увидела фарфор. Мне было, наверное, лет восемь… Это был белый сервиз — тонкий фаянс, почти прозрачный с нежным рисунком…
Я его боялась в руках-то держать, такая красота. А она из такой посуды пила и ела каждый день. Я тогда поняла, что когда вырасту хочу так же…».
Моя мама рассказывала про то, как она была в гостях у своей учительницы начальной школы.
Учительница была очень спокойной и улыбчивой, не ругалась и разговаривала мягко. У учительницы дома было безопасно и уютно, была изысканная посуда, вкусный чай и конфеты.
А дома у мамы — эмалированные металлические кружки и тарелки и строго воспитывающая, часто наказывающая мама.
Моя бабушка, мамина мама, прошла войну ребёнком, образование получила четыре класса, работала на заводе и была далека от понимания тонкостей фаянса и педагогики. Работала посменно, тяжело, скотина, двое детей, муж… Все было просто и функционально.
Мама, выросла и купила себе фаянсовые сервизы. Это было не так то легко в СССР. Хорошую дорогую посуду с трудом «доставали», а после сильно берегли.
У нас дома были японские чашки и пиалы, красивые и хрупкие, праздничные тарелки и повседневные, тоже красивые.
Мама иногда просто любовалась ими, когда держала в руках. И объясняла мне, что настоящий фаянс должен немного просвечивать…
Она делилась со мной личным удовольствием от реализованной цели, делилась своей радостью. Ей было уютно от фаянса в её доме.
А я не понимала её. У меня была совсем другая радость, я любила…эмалированные кружки. Особенно не стандартные — большие, на литр и совсем маленькие, детские.
Я увидела их у бабушки, после первого класса, когда меня отвезли в Украину на каникулы. Это был совсем другой мир.
Меня никто там не воспитывал, не ругал — просто обожали и радовались такому чуду, как живая внучка рядом. Оберегали, конечно, от опасностей, как и положено беречь ребенка, объясняли… Но…как-то не резко. И покупали мороженое хоть сколько штук зараз.
Я доставала его из морозилки с ледяными наростами, ставила стаканчик в толстую крепкую тарелку и ела, запивая чаем из эмалированных кружек.
Это была самая лучшая посуда — её не берегли, её можно было уронить и она не билась. Меня не ругали, что я неосторожно с ней обращаюсь, как дома с фаянсом. На её не любовались, просто использовали по назначению.
У бабушки мне было безопасно и уютно. Я решила, что когда вырасту, куплю себе такую посуду…
Я до сих пор люблю кружки. У меня и сейчас нет фаянса, а есть прозрачные икеевкие кружки из закаленного стекла. Не изящные, но функциональные.
Эта история, конечно, не про кружки, на самом деле. Она про чувство тепла и безопасности у ребёнка от его взрослых и от его дома. Про настоящий уют — внутренний. Если он есть, то не важно какая посуда, мебель и достаток…
Это настолько ценно для развития, чтобы в детстве было уютно, душевно и безопасно…Новую чашку можно купить, а новое детство, увы, нет…
Хорошо, что сейчас родители знают об этой ценности и создают её для своих детей.
А , вообще, удивительно, как эмоции и впечатления из детства определяют наши выборы, да?
Очень часто внутреннее тепло и беззаботность из детства мы пытаемся заякорить похожими вещами в нашей взрослости…
Пишите, пообщаемся)
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, руководитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.