Физическая активность ребенка

САМОИЗОЛЯЦИЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА

Все, наверное, знают, что регулярные физические упражнения благотворно влияют не только на тело, но и на психику. Особенно это наглядно на людях старшего возраста.

✔Ученые, на основании проведённых исследований, утверждают, что возрастные ухудшения в познавательных функциях у людей после пятидесяти хорошо замедляются с помощью систематической физической активности.

Люди пожилого возраста, занимающиеся аэробикой и упражнениями на сопротивление, справляются с психологическими тестами, в которых нужно быстро переключаться с одной задачи на другую, тактически мыслить, сосредоточиваться и активно использовать рабочую память гораздо лучше своих сверстников предпочитающих сидячий образ жизни.

Разница в биологическом возрасте мозга между теми, кто регулярно занимается физическими упражнениями и теми, кто физически не активен, может составлять более десять лет. Самочувствие тоже сильно меняется, разумеется.

Но не любая активность работает на пользу.
Исследователи из университета Питтсбурга (США) сравнили, как в течение года изменялось состояние мозга у пожилых людей, которые либо ходили три раза в неделю на пешую прогулку быстрым шагом (довольно продолжительную — от 30 до 45 минут), либо выполняли упражнения на растяжку.

Выяснилось, что у тех, кто гулял, некоторые области префронтальной коры и гиппокампа, отвечающие за планирование и память, увеличились в размерах.

Увеличение было небольшое, всего 2—3%, и всё же его хватило, чтобы перекрыть возрастное «съёживание» мозга. Гулявшие участники эксперимента показали хорошие результаты и в тестах на пространственную память.

У тех же, кто в течение года делал растяжки, гиппокамп продолжил уменьшаться, как это обычно и происходит в пожилом возрасте.

✔Физические упражнения помогают в работе со стрессом. Они стимулируют выброс нейромедиаторов, снижающих тревожность и вызывающих лёгкое чувство радости.

Есть еще и другие антистрессовые механизмы, которые включаются при занятиях спортом.

Стресс и депрессия вызывают атрофию нейронов и синапсов (место «связи» между нейронами).

Из-за стресса и депрессии связи между нервными клетками слабеют и рвутся, а новые не образуются. Нервная клетка становится не рабочей, не контактной, количество нервных цепочек уменьшается, а это сказывается на когнитивных способностях, креативном мышлении.

Исследователи из университета Джорджии (США) показали, что крысы, которые ведут активный образ жизни, имеют нейроны успешно сопротивляющиеся стрессу, сохраняя способность формировать всё новые и новые клеточные контакты.

И происходит это благодаря нейропептиду галанину, уровень которого заметно увеличивается после физических упражнений и увеличивается как раз в зонах мозга, отвечающих за борьбу со стрессом.

Животные, которые активно занимались «крысиным фитнесом» несмотря на неприятные обстоятельства, которые им устраивали в эксперименте, были активны и не очень переживали из-за неприятностей и не «тонули» в стрессе, как малоактивные крысы.

У людей все работает также. Как у взрослых, так и у детей.

➡Кстати, вот исследование про детей младшего школьного возраста. В статье в журнале «Medicine & Science in Sports & Exercise» (04.2017) говорится, что у детей в возрасте от 9 до 11 лет физическая подготовка и хорошая рабочая память идут рука об руку: если у ребёнка развиты мышцы, то и тесты на память он будет выполнять хорошо и, что немаловажно, демонстрировать успехи в учёбе.

=========
Все это к чему… Самоизоляция же. Не знаю как у вас, а у моего ребенка активность очень снизилась, сидим в квартире, а раньше ребенок много времени проводил у деда в своем доме, там и побегать есть где и лопатой поработать). И в парке много гулял. Сейчас они закрыты, мы закрыты, гулять никак.

А для моего ребенка 10000 шагов в день минимум — необходимость. Потому как желчный после аварии проблемный — дискинезия по гипотоническому типу. Если желчный не активен, это сказывается на всем — усвоение нутриентов, иммунитет, работа внутренних органов — все не хорошо идёт. Ходьба тут первейшее «лекарство».

На самом деле двигаться полезно не только в таких, как наш случаях, а вообще всегда и всем детям. Это очень важно в фазе активного роста и развития.

Ну и стресс, опять же, снимать необходимо. Для детей быть запертыми в четырёх стенах — стресс. А учиться надо. И развитие никак не остановить- мозг требует привычных условий жизни для себя.

Расскажу, как мы выкручиваемся в самоизоляции, чтобы не утратить, а приумножить психическое и физическое здоровье ребенку. И обеспечить хорошее развитие мозга и базу для успешной учебы. Может, кому то пригодится.

1. Закаливание.

У нас самый простой, но хорошо работающий вариант. Две ёмкости на 13 л, чтоб там ногами стоять. Одна с холодной водой, другая с тёплой. Ставятся в ванную, наполняются. И по переменке — в одну на 30 секунд, потом во вторую. Начинать надо с тёплой. Заканчивать поначалу тоже тёплой. По мере адаптации- можно заканчивать холодной водой. И время постепено, раз в неделю увеличивать на 30 секунд.

К этому добавляется обтирание тела прохладной водой влажным полотенцем, тоже с постепенным понижением температуры воды.

2. Физкультура.

У нас обычный комплекс с разминкой, силовыми, растяжками и изометрическими упражнениями. Из изометрических любимое — планка. Плюс упражнения для укрепления мышц стоп.

Кроме это сын делает дыхательную гимнастику.

Используем также нейроскакалку — забавный предмет и полезный. Еще гантели, резинки разной силы сопротивления, колесо с двумя ручками по бокам (забыла как правильно называется 🙈) и другие приспособы.

Ну и еще он скачет в течение дня, конечно, как все дети, и лазит на спортивном комплексе.

Но это все не ходьба.

3. Вопрос с ходьбой решается на беговой дорожке. Она у нас без поручней, это важно, так как если держаться в процессе, это нарушает центр тяжести и мышцы напрягаются не физиологично.

Ходит ребенок на скорости 3,5 км в час, довольно интенсивно.

Проблема в том, что это очень скучно. Решаем проблему так- ребенку можно смотреть фильмы и мульты, пока он ходит). Это отлично работает — и ребенку интереснее, и активная ходьба реализуется. Правда для этого приходится ставить сложную конструкцию- на диван, рядом с дорожкой стул, на стул ноут. Чтобы глаза и голова в процессе не вниз, а прямо были.

При этом должно быть открыто окно,так как потребление кислорода возрастает. Благо, сейчас машин мало, воздух почище и тепло днём, так что насколько возможно свежий воздух в процессе «прогулки» обеспечивается.

Надо заметить, сын у меня не любит физкультуру и предпочитает просто игры. Если бегать с нёрфами и играть в «стелялки» — это всегда «да». Как и гулять в парке. Или дурачиться — бороться и кувыркаться всяко-разно и хохотать до упаду с сестрой. А вот физкультуру не любит. Но делает все, что нужно потому как понимает, что НАДО.

Я язык смозолила уже, рассказывая, почему это надо, важно и полезно. И про мозг, и про мышцы-кости-связки, и про обмен веществ и про развитие высших психических функций.

Каждый день занимается, но надо его настроить, взбодрить, быть рядом, поощрять, формировать желательное поведение и быть ласковой, но упорной мамой). Меланхолик-флегматик, что ж тут поделаешь. Воспитание, короче, на полную катушку. Был бы холерик или сангвиник — была иная тактика).

И хорошо помогало бы, если б мама тоже занималась. Это очень для ребенка здорово — такой пример перед глазами. Но я только могу ездить в кресле вокруг сына, направлять и вдохновлять. Или лежа тоже самое делать. Слава Богу, что это могу).
У кого возможность двигаться не ограничена, тот счастливый родитель).

Вот такая компенсация недостатка движения у нас происходит на самоизоляции.

Ну и питание тоже подкорректировала для семьи. Еще больше овощей и салатов из листовых, еще меньше сахаров. Выпечкой не балуемся в принципе, да и она у нас безглютеновая.

А вы, кто живёт в квартирах, как вопрос с недостатком физической активности у ребенка решаете?

Или не думаете об этом?

Вам было интересно почитать?

Буду рада обратной связи)

С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.