Адаптация к учёбе на СО

Адаптация моего СО — первоклассника к началу учебы прошла успешно. Начали серьёзные занятия, уроков даю больше.

Сын справляется нормально и с объёмом учёбы и с объёмом ежедневной физической нагрузки.

Но учится, конечно, в соответствии с возрастными и личными особенностями работы мозга.

Бывает изредка вот так.

Утро. Надо заниматься.

— Ты меня совсем не понимаешь!

— Хм…Я думаю, что понимаю тебя.

— Нет, совсем не понимаешь!!! Ты мне не даёшь поиграть, а я игру вчера специально закачал, хорошую. Долго хотел в неё поиграть. Ты меня не понимаешь.

— Играй пожалуйста, я знаю, что давно хотел. Я тебе помогала даже вчера искать её, помнишь?
Играй, но сначала урок сделай. Сделал дело — гуляй смело.

— Я хочу сейчас поиграть немного, потом урок. Можно?

— Нет, нельзя. Уроки сначала, потом игры.

— Почему?!!

— Пока мозг отдохнувший и свежий, надо учиться. Потом учиться будет не так эффективно и больше времени потратишь.

— А если я не хочу и не буду учиться?

— Я буду вынуждена запретить тебе игры на планшете, совсем. Я не хочу так поступать.

— Я не хочу сейчас уроки делать. Хочу играть.

— Да, я понимаю. Ты сейчас не хочешь заниматься…

-Да.

— Ты хочешь сначала играть…

— Да! А ты не даёшь!

— Да, не даю. Такое правило. Насовсем. Сначала учёба и важные дела. Потом отдых и время для себя.

Плачет тихо, упав лицом на постель. Поднимает голову.

— Ты знаешь сколько мне задали? Лист прописей и ещё доделать, что на уроке не доделал!!! Там вообще внизу прописи без линовки. Как я это сделаю по-твоему?

— Я уверена, что сделаешь вполне хорошо. Ты уже это делал. Если и ошибешься где-то — это нормально. Не нужно идеально, Просто делай и старайся. Все получится.

Плачет, лицом вниз.

— Если ты хочешь…

— Не надо со мной сейчас говорить. Дай мне успокоится.

— Хорошо.

Через пять минут поднимается, вздыхает тяжко и идёт за конторку. Пишет 15 минут.

— Мне надо перерыв.

-Да, хорошо.

— Сейчас можно в перерыве поиграть?

— Нет, игра после всех уроков.

Сходил попил, сел писать.
Через 10 минут.

— Я очень голодный. Можно поем пойду.

— Хорошо, поешь.

Идёт делает себе бутерброд, ест минут пять. Приходит, садится, пишет.

Через 8 минут.

— Нет, ну это очень много. И сложно. Я завтра это доделаю. Можно?

— Нет. Завтра же другой урок будет, его нужно будет делать.

Садится, пишет.
Через 10 минут.

— У меня вот сколько осталось.

Показывает пропись, там осталось строчка и ещё половина.

— Я это сделаю завтра.

— Ой, как у тебя аккуратно получается. Вот тут прямо идеально. Мне очень нравится, здорово! Осталось то совсем не много. Допиши, пожалуйста.

Улыбается.

— Ладно.

Идёт дописывает.
Все!

Хвалю за старательность и ещё раз радуюсь получившимся хорошо элементам, равномерным промежуткам между ними и т.д. Проговариваю это.

Сын довольный убирает прописи и идёт играть.

Большую часть дней он с удовольствием учится. Но иногда, особенно, если добавились новые задания бывает такой вот вариант.

Такое вот поведение — это нормально для первого класса, да и для второго тоже. Вообще — нормально.

Человек любого возраста может не хотеть делать что-то, даже если это очень полезно и нужно.

Высказывать эмоции и озвучивать желания без ругани и злости — это нормально и естественно для ребенка.

Пытаться аккуратно и разными способами добиться результата — тоже нормально и естественно.

Пережить фрустрацию и тщетность своих попыток со слезами — естественно.

Хотя, постепенно родители могут его приучить держать все в себе, «забивать» на чувства. Если раздражаются на ребёнка и не могут спокойно переносить его возмущение. Такой вариант воспитания формирует много разрушительных привычек реагирования.

Самому успокоиться, принять постепенно правило и сделать, как говорит мама — совершенно нормально и тоже естественно.

Постепенно все это уйдёт. Уроки станут привычкой. А поговорка «Сделал дело-гуляй смело» станет внутренней установкой.

Если не психовать, не давить, не раздражаться.

Главное понимать куда ведешь ребёнка и знать, что все его поведение обусловлено возможностями мозга на данный момент.

Например, частые перерывы и уменьшение времени активного сосредоточения в процессе урока — это естественная потребность мозга в этом возрасте.

Когда в школе дети 40 минут вынуждены концентрировать внимание, это не полезно и ведёт к плохому усвоению информации.

Также, как и отсутствие возможности свободно двигаться в течение урока.

Если родитель знает, как работает внимание, память и другие высшие психические функции и как развивается мозг у ребёнка в младшем школьном возрасте — все гораздо проще становится и в воспитании, и в обучении.

Тогда у родителя нет завышенных требований, раздражения, тревожности.

Спокойный родитель даёт поддержку, вектор развития и границы.

И все потихоньку меняется к лучшему.

Без игр и новомодных заморочек. Без того, чтобы мама изображала жесткую «училку». Без психа и эмоционального насилия.

Делюсь знаниями и опытом на мастер-классе » Как помочь мозгу ребёнка учиться успешно». Содержание вот тут можно посмотреть:

https://vk.com/market-166359192?w=product-166359192_1..

А как ваши первоклашки как привыкают учиться? С возмущениями? Или без?

Пишите в комменты, ставьте лайк, если было на пользу)

С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, руководитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.