Мне часто задают вопросы про сложности обучения у детей. На СО или в школе.
Например, недавно был вопрос про графомоторные навыки: ребенок 9 лет медленно пишет и писать не любит. Это собственно вся информация, которую сообщил родитель. После уточнения подробностей еще было рассказано, что на нейродиагностике сказали, что что-то не то со вторым блоком и графомоторными навыками.
Если у вашего ребенка есть сложности такого рода или другие сложности с обучением, и вы хотите помочь своему ребенку, почитайте информацию ниже.
Графомоторные навыки и «что-то не так со вторым блоком» это просто общие слова.
Чтобы я, как специалист (или вы, как родитель) могла грамотно помочь ребенку, мне нужно информации намного больше и намного подробнее.
Чтобы выбрать адекватный «маршрут» помощи надо знать конкретно что именно и почему у этого ребенка «не работает» или работает не оптимально.
Или, может быть, все работает нормально, но развивается ребенок с отставанием в целом. На это тоже есть причины.
Или работает все нормально, просто у родителей или у системы, в которой ребёнок обучается/воспитывается завышенные требования, не соответствующие возрастным и/или индивидуальным возможностям дитяти.
Про мозговую организацию письменной речи и письма в частности вот тут писала подробно:
https://vk.com/wall217774475_9464
Множество нейронных звеньев участвует в этом сложном процессе, поэтому необходимо поточнее понять, какое или какие звенья провисают на этом уровне –уровне мозга.
А для начала «по-крупному» определиться — на уровне мозга проблема, на уровне передачи сигналов мозг-рука (проблема в шее, например, частое явление) или в самой руке, или в позвоночнике и мышечном корсете, или на уровне функционирования психики (учебный стресс, сформированный родителями и педагогами) или на уровне нехватки нутриентов (что вызывает проблемы и в проводимости сигналов, и в тонусе мышц).
В каждом индивидуальном случае «графомоторных проблем» и любых других проблем связанных со специфическими расстройствами развития школьных навыков у ребенка, поиск причин – это квест.
Примерно известно в этом квесте, что может встретится, но путь к цели (оптимизации) полон сюрпризов, открытий и индивидуален.
Еще надо понимать, что все эти деления на «секторы» поиска причин проблем в теле весьма условны. Тело и психика — целостны и всё друг на друга влияет.
Нужны обследования у специалистов, чтобы «состыковать» все части пазла в картинку, понять логику развития и формирования проблемы начиная с ранних этапов онтогенеза и смоделировать пути коррекции. Или прогноз на будущее, если время уже упущено. И такое бывает.
В случае поиска любых «локальных» проблем с учёбой, начинать желательно с глобальных уровней.
Уровень «физики»
Механика работы тела, нутриенты, выравнивание психического состояния — это фундамент для дальнейшей «узкой» коррекции.
Остеопат, ортопед, врач ЛФК — смотрим функционирование костно-мышечной системы, соединительной ткани, делаем предварительные обследования, рентген и прочее, получаем консультацию, курсы коррекции при необходимости. И нудно, ежедневно выполняем рекомендации специалистов.
Нутрициолог-диетолог и, при необходимости гастроэнтеролог, генетик, инфекционист — разбираемся с дефицитом (или несбалансированностью) нутриентов, избытком тяжелых токсичных металлов в крови и клетках, микробиомом кишечника, усвоением пищи и т.д. Опять же анализы, консультации, лечение и нудное выполнение рекомендаций специалистов дома.
Невролог — разбираемся с работой центральной и периферической нервной системы, обследование, анализы, лечение.
Уровень «психики»
Кинезиотерапевт и психолог или психотерапевт — разбираемся с причинами сложностей на уровне подсознания — учебный стресс это или другое что-то. Обследование, консультация, коррекция, изменение стиля воспитания и подходов к сопровождению обучения ребенка.
Дальше, после оптимизации фундамента успешного обучения — «физики и психики» можно переходить к более «тонким» уровням работы.
Нейропсихолог (функционирование блоков мозга, определение конкретной причины проблем с теми же пресловутыми графомоторными навыками и прочее и прочее). Диагностика, коррекция, выполнение рекомендаций дома.
Логопед (желательно после курса базовой коррекции, если он нужен) – работа уже над улучшением собственно письма, если оно к тому времени еще не выправится.
Никаких других «чудесных» способов помощи ребенку на раз-два-три за неделю и даже за месяц я не знаю.
Паззл здоровья и «нормотипичности» надо собирать по кусочкам. Тогда и мотивация возникает, и устаёт от учебы ребенок меньше, и писать, считать, читать, думать эффективнее получается.
Я сама действую именно так, помогая своим детям. И детям клиентов. Это хлопотно, но результативно почти в 100% случаев.
Кстати, все вышенаписанное, несмотря на упоминание врачей, относится к практически здоровым детям. К детям с отклоняющимся развитием, которых в современной детской популяции очень много.
Но тут не могу не сказать малоприятные вещи…
В наших реалиях рекомендую проходить консультации у нескольких специалистов параллельно и сравнивать заключения и рекомендации. Любят у нас всем подряд назначать необоснованное лечение. Неврологи – ноотропы и прочее, как витаминки, сезонно, на всякий случай и прочее.
Так же есть проблема поверхностной диагностики. Сколько ко мне детей попадает «запущенных»… А родители говорят – каждый год у участкового невролога (или другого спеца) наблюдались. Говорили, что все нормально, перерастёт. Мне вот это «перерастет» от специалистов слышать, конечно, дико. Но факты от этого не меняются. И мне, как родителю, такое приходилось слышать. Благо, я неплохо разбираюсь во многих вопросах, а так тоже бы, наверное, верила на слово людям в белых халатах и пожинала через n-ое количество лет плоды.
Чтобы выбирать любого узкого специалиста для помощи ребенку, родителю в наше время надо самому хорошо разбираться в теме. В большой куче тем точнее — про воспитание, питание, развитие, обучение. Именно этими знаниями я и делюсь с желающими на своих курсах экспертного родительства. Подброности о курсе «Родительство и Воспитание» читайте по ссылке >>
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.