Я безмерно благодарна Вам за то, что Вы дошли до этого урока.
Для меня это значит, что Вы разделяете мою позицию, Вам близки мои взгляды и Вы готовы использовать мой уникальный подход — воспитание БЕЗ раздражения, БЕЗ нервных срывов и БЕЗ психологических травм.
Сегодня я расскажу Вам о своей СИСТЕМЕ.
И я не просто так выделила это слово.
У меня есть курс «Родительство и воспитание», о котором я расскажу Вам завтра. И название этого курса полностью отражает значение слова «система».
Но обо всё по порядку.
Родительство – это интегральное психологическое образование, включающее в себя ценностные ориентации супругов (семейные ценности), их родительские установки и ожидания, отношения, чувства, позиции, родительскую ответственность.
Эти компоненты, а точнее их уникальное сочетание, создают своеобразную для каждой семьи психологическую атмосферу, в которой рождается и развивается человек.
Воспитание – это процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка.
Целенаправленного!
И – процесс!
Обратите внимание на это.
Родительство – это про внутреннее содержание личности родителей.
Воспитание – про целенаправленный процесс, который осуществляется родителями.
Каким будет результат воспитания и является ли он целенаправленным зависит от родительских установок и внутренних ценностей. А также смыслов жизни мамы, папы и других людей, которые в этом процессе участвуют.
В жизни родительство и воспитание неделимы. Из одного следует другое и рассматривать их необходимо вместе. СИСТЕМНО.
Вот мы и подобрались к системе.
Система – это целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам того же уровня как единое целое.
Элемент – это минимальная единица в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию.
Системы могут быть простыми и сложными.
Сложная система – это такая система, элементы которой сами рассматриваются как системы.
Родительство и воспитание — это сложная система.
Каждый элемент в ней имеет свои составляющие, взаимосвязанные и взаимовлияющие. С этими элементами мы на курсе знакомимся, изучаем их и изменяем те из них, которые неэффективны для результата воспитания.
Именно поэтому нет никакого смысла брать отдельные советы или лайфхаки.
Это как бороться с любым заболеванием с помощью подорожника. Звучит абсурдно, не так ли? Вот только ребёнок это куда более сложный «механизм», чем наш организм. И тут никак не получится отделаться метафорическим подорожником.
Что же делать?
Я подготовила для Вас свою проверенную, эффективную и научную
Ребёнок – это «отражение» родителя.
Об этом говорят многие ученые-основатели теорий – Д. Боулби, А. Эллис, Х. Гинотт, Д. Винникотт.
Более того, за каждым историческим героем стоит наставник, передающий ему мудрость. От древних мифов до современных фильмов. От книг-бестселлеров до популярных сериалов. Все герои проходят обучение у наставника, интегрируя его личность.
Например:
Другими словами, в наставнике герой черпает духовную силу. Он вдохновляется его примером. Его образ становится внутренним компасом для героя. И это помогает герою в его путешествии.
Что всё это значит для Вас?
Без работы над собой добиться значимых результатов в воспитании, увы, невозможно. Либо ребёнок будет моделировать Ваши слабые стороны, либо он отвергнет Вас как наставника.
И я даже не знаю, что хуже!
Поэтому Вам необходимо узнать СВОИ личностные особенности и возможности в родительстве:
Но.
Узнать себя – это лишь часть системы. Для максимального эффекта необходимо избавиться от идеализаций и токсичных отношений. Поработать над своим уровнем притязаний, над своей самооценкой, над своими детскими и взрослыми психотравмами, над своими смыслами жизни. А также научиться экологично взаимодействовать со старшим поколением, выстраивать гибкие границы и прочее.
Это длительная и последовательная работа, которую я во всех деталях раскрываю в курсе «Родительство и воспитание».
А Вы помните уроки химии в школе?
Чтобы получить результат в химических преобразованиях надо знать свойства веществ, их совместимость и так далее. Иначе результат будет кардинально отличаться от желаемого.
В воспитании всё точно также.
Как Вы уже знаете, Ваш ребёнок – это уникальная личность.
И чтобы подобрать эффективный подход к воспитанию, Вам необходимо хорошо узнать своего ребёнка. Мы ведь говорим не про жизнь рядом с ребёнком и не про заботу о нём, а про целенаправленное воспитание. Оно имеет конечный результат, и чтобы до него дойти, надо хорошо понимать, на что именно Вы будете воздействовать.
Поэтому на курсе мы составляем Треугольник личности или психофизиологический портрет:
Это поможет Вам избавиться от неадекватных ожиданий от Вашего ребёнка. А следовательно, все раздражения и нервные срывы уйдут из Вашей жизни.
Это поможет Вам избавиться от завышенных требований к ребёнку, которые только тормозят и искажают развитие. А следовательно, Ваш ребёнок вновь почувствует себя в безопасности.
Это поможет Вам выстроить дисциплину и правила так, чтобы ребёнок услышал Вас и начал слушаться. Без криков, без агрессии, без насилия, которые травмируют психику ребёнка.
Это поможет Вам подобрать оптимальную нагрузку для развития и учёбы, чтобы она соответствовала возможностям ребёнка и работала в плюс.
К этому моменту Вы уже изучили себя как родителя и узнали ребёнка как отдельную личность. Осталось дело за малым – соединить эти данные.
В этом нам поможет:
Это поможет провести анализ – в чём Вы с ребёнком одинаковые, а в чём разные? И оценить потенциал воспитания – что дано природой (и это можно только принять), а чему можно научиться и как это грамотно сделать?
В своём курсе я даю эти знания в простом, интересном и практичном формате.
Потому что я понимаю, что без профессионального образования во всех этих учебниках чёрт ногу сломит. У меня порой такое ощущение, что их пишут исключительно для кандидатов наук или роботов. Поэтому я позаботилась о том, чтобы Вам не пришлось разбираться во всех этих дебрях.
После этого шага Вы увидите как грамотно развивать, обучать, питать и воспитывать Вашего ребёнка.
Вы поймёте, как не попадаться в ловушки современных «популярных» лайфхаков, как не попадать в маркетинговые ловушки, выбирая специалистов или развивающие, лечебные и образовательные услуги. Вы легко сможете отличить ценный совет от вредного и защитите своего ребёнка от негативного влияния.
Вы станете экспертом в воспитании Ваших детей. У Вас перед глазами будет полная картинка ЧТО, ЗАЧЕМ и КАК делать для хорошего результата.
Но и на этом всё не заканчивается.
Ученые давно пришли в выводу, что есть определённые условия жизни в семье, от которых зависит поведение ребенка. Эти условия называют «средой, способствующей развитию» или «средой воспитания».
Среда воспитания – это Ваша домашняя психологическая обстановка, это фон, на котором разворачиваются все события жизни детей и их общение с близкими. Среда воспитания может быть благоприятной или неблагоприятной для развития мозга и личности ребенка.
Благоприятную для ребенка среду воспитания я называю «Фон любви».
Только на фоне любви мозг ребёнка чувствует себя в безопасности.
А это напрямую влияет на его развитие.
Конечно, Вы любите своего ребёнка и готовы жизнь отдать за него.
Но любить и демонстрировать это ребёнку – две большие разницы.
Ребенок в силу особенностей развития и незрелости мозга не может догадываться, что там у Вас внутри. Он ориентируется на Ваши жесты, выражение лица, интонации, тон голоса, действия, слова.
Ориентируется на то, что Вы демонстрируете.
Если Вы большую часть времени демонстрируете хмурое лицо, выдаете суровые и скупые похвалы, встаете в «Нависающие» позы, используете резкие, отмахивающиеся или пренебрежительные жесты, безразличный, раздраженный, обвиняющий или усталый тон речи, насмешки, насилие и унижение на эмоциях, резкие слова с плохим, унижающим и отвергающим смыслом, то ребёнок будет уверен, что его не любят.
И это будет провоцировать его защитные реакции – агрессию, например.
Причём совсем не важно, по каким причинам родитель демонстрирует свою «хмурость» – стрессы, проблемы на работе, в личной жизни, болезни, всё достало, плохое настроение.
Ребёнку вплоть до более-менее осмысленного возраста (14-15 лет) всё это не важно. Он не может разделять состояние родителя и отношение именно к себе.
Всё, что родитель демонстрирует, ребёнок принимает на свой счет.
Особенно, если ребёнок чувствительный.
Фон любви – это фундамент тёплых и доверительных отношений между родителями и ребёнком. Фон любви проявляется прежде всего тогда, когда Вы находите в себе силы и терпение любить Вашего ребенка даже в минуты стресса и разочарований, не важно, связанных с поведением ребенка или с Вашими личными причинами.
Самое важное проявление фона любви – продолжать выражать любовь ребенку даже в сложные моменты.
Эрма Бомбек отлично выразилась на этот счёт:
«Ребенок нуждается в Вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает» (с).
Благодаря «Фону любви» в процессе воспитания Вы:
Без фона любви любое воспитание теряет свою эффективность.
Однажды мой хороший знакомый поделился со мной историей.
В детстве у него был друг, которого насильно заставляли соблюдать дисциплину. Пока не сделает уроки – сидит дома. Пока не поможет родителям по работе – сидит дома. Пока не выполнит физические упражнения – сидит дома. И так далее.
Это продолжалось до совершеннолетия, когда друг наконец-то почувствовал запах свободы.
С этого момента он встал на тёмную дорожку:
Ситуация зашла настолько далеко, что его отчим не выдержал и ушёл из семьи. И всё это при том, что со стороны семья выглядела идеально. Семейный бизнес. Большая квартира. Жили в достатке.
Именно поэтому дисциплину надо выстраивать на фоне любви:
И на курсе «Родительство и воспитание» я делюсь рабочими алгоритмами формирования желательного поведения, исходя из возможностей Вашего ребёнка. Чтобы дисциплина и правила были приняты ребёнком, не были насилием над ним.
«Когда корабль не знает, в какой порт направляется, никакой ветер не будет попутным». (с) Сенека.
Сегодня мы уже определили, что воспитание ребёнка – это целенаправленная деятельность. И конечная остановка – это когда ребёнок достигает 25-летнего возраста. В этот момент заканчивается рост мозга и тела. Ребёнок становится взрослым.
Каким Ваш ребёнок вырастет к 25 годам, зависит от Вашего родительского труда.
Но одним только голым трудом тут не отделаться.
Я не просто так поделилась с Вами цитатой римского философа, потому что она идеально подходит для описания воспитания. Вы должны проложить МАРШРУТ путешествия в самом начале. КУДА Вы ведёте личность своего ребёнка?
Воспитание без цели – это и не воспитание вовсе.
Это блуждание в потемках, когда родитель не понимает куда идти, поэтому не может выбрать дорогу и бредёт наугад. И ребенка за собой тащит. Пойди туда, не знаю куда, авось придём в хорошее место.
Поэтому крайне важно ставить цели в воспитании.
Эти цели должны быть чёткими, конкретными, адекватными и достижимыми.
Вот моя авторская формула для достижения любых целей:
Это поможет Вам не тратить ценные ресурсы (время, нервы, деньги) вхолостую.
Воспитание – это не набор методов.
Воспитание – это диалоги, это общение с ребёнком.
Общение по поводу, когда надо рассказать что-то важное, и общение без повода, просто потому что Вам нравится общаться с Вашим ребенком.
Общение как передача информации и как приём информации.
Общение как СПИРАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, когда мы год за годом возвращаемся к разговорам на смыслообразующие темы о жизни: Бог, дружба, любовь, смерть, секс, принятие, вера, злость, конфликты и прочее на новом уровне, по мере роста сознательности ребенка.
Общение – это не занудные лекции о важном.
Общение – это доброжелательные разговоры на понятном для ребёнка языке (по возрасту).
А любой разговор предполагает диалог.
Даже с новорождённым можно установить первичный диалог и дать ему время отреагировать на Вашу информацию. Просто информация с младенцами включает большой процент невербального общения: мимика, жесты, прикосновения, звуки, интонирование.
Так общение с ребенком может начинаться с первого дня жизни.
Чем ребенок старше, тем меньше процент невербалики в диалогах и тем больше мы учим детей ориентироваться на смысл слов.
Общение – это разговоры о важном между делом. Разговоры не формальные и сухие, а увлекательные, эмоциональные, живые, чтобы ребенку было интересно слушать и отвечать.
Например, в курсе я даю много примеров общения с детьми по важным вопросам, которые формируют мировоззрение и личность ребенка. Формируют его смыслы жизни. Даже маленьким детям через регулярное, незанудное, ситуативное общение может простыми словами передать много важных смыслов о жизни.
Именно в дошкольном возрасте, лет с 4 имеет смысл проговаривать многие важные вопросы в первый раз, формируя базу для последующего «наращивания» информации по каждому вопросу.
Общение – это лучший способ развить мышление ребенка, развить его устную речь, развить внимательность и память.
Ребёнок, который внимательно и с интересом слушает – легко запоминает и обучается.
Ребёнок, которого с интересом слушают – учится формулировать мысли и доносить их в лучшей форме.
Общение – это суть воспитания.
Общение – это суть обучения.
С общения начинается любое дело и им заканчивается.
…
После того, как Вы внедрите эту систему в свою жизнь, Вам останется лишь поддерживать её, чтобы сохранять гармонию и любовь в семье.
На языке метафор система воспитания – это Ваши автомобильные права. Сперва необходимо приложить усилия, чтобы выучить теоретическую часть, научиться водить и сдать экзамен.
Это помогает Вам набраться опыта и перевести вождение в «автоматический режим».
Да, Вам по-прежнему надо заводить автомобиль, переключать передачи и нажимать на педали, но Вы делаете это без стресса, без паники и без ошибок,не задумываясь каждый раз о том, что сначала надо выжать педаль сцепления, потом включить передачу и постепенно, отпуская передачу сцепления, поддавать газа.
Точно так же и с воспитанием.
После внедрения системы воспитание не закончится, Вы просто переведёте его в «автоматический» режим.
У Вас будет чёткое понимание принципов и всё, что Вам остаётся – это следовать им.
Всё.
А чтобы помочь Вам во внедрении моей уникальной системы, я подготовила для Вас курс «Родительство и воспитание». На этом курсе мы рассмотрим всю систему и каждый её элемент, чтобы Вы научились практически применять её и встраивать в свою родительскую практику.
Сразу хочу предупредить:
Мои курсы – это не марафон, где всё бегом.
(Не люблю бегом и не вижу смысла в этом).
Мои курсы – это рассказы и беседы.
Много неспешных бесед на темы вышеуказанные и на темы далеко за пределами этого списка. Это ответы на все Ваши вопросы. Это последовательная подача информации в доступной форме. И, что самое главное:
Вся информация остаётся для Вас в открытом доступе на год.
Уже завтра я расскажу Вам обо всех деталях моего курса и Вы получите возможность присоединиться к уже более, чем 800 родителям.
Вот, что они говорят об этом курсе:
А чтобы новые знания пустили свои корни и запустили новую нейронную реакция — я предлагаю написать в комментариях свои главные выводы после урока.
Что стало для Вас самым ценным?
Ваш комментарий поможет другим родителям увидеть эти уроки и познакомиться с моделью осознанного воспитательства без раздражений, без лишних нервов, без стрессов.
Спасибо))
Пишите Ваши осознания и вопросы в наш чат Вконтакте, где вам ответят детский нейропсихолог Ирина Коваль, автор проекта «Психология родительства» и ее помощники
⇓⇓⇓⇓⇓