Я не могла пошевелиться от боли. Не могла сидеть, ходить, держать ложку, не могла ничего, что могла еще месяц назад. Оказаться инвалидом не супер в принципе.
А когда это происходит внезапно… Короче, это был самый жуткий период моей жизни. Полный отрицания, обиды на жизнь , боли телесной, душевной. Мучительное существование без будущего (как мне тогда казалось).
Уже 7 лет я не могу ходить и не могу многое, что обычно доступно человеку.
Но не смотря на всю жесть, через которую пришлось пройти… Нет, не так. Благодаря всему прожитому и пережитому я стала совсем другим…думаете напишу «другим человеком?:)».
Да, это тоже.
Но еще я стала совсем другим РОДИТЕЛЕМ и другим СПЕЦИАЛИСТОМ-ПСИХОЛОГОМ, по-другому начала работать с клиентами и разработала 7-ми шаговую систему родительства.
Оказавшись запертой в клетке боли и немощности , я много думала о своих детях, о воспитании. Как быть эффективной мамой вот с этим всем ♿?
Больше всего меня тревожило воспитание личности. Как вырастить здоровую личность, если сам болен?
Пока я выкарабкивалась , боролась и терпела — анализировала свое родительство. Анализ привел меня к совершенно закономерному вопросу — а что, собственно, я считаю результатом воспитания?
📍Если я нахожусь в условиях дефицита ресурсов — надо хорошо понимать, НА ЧТО ИМЕННО ИХ РАСХОДОВАТЬ.
Воспитание — это всегда трата родительских ресурсов. Времени, нервов, сил психических и физических, денег. Так ведь?
Если я не понимаю, ЧТО для меня является результатом воспитания, то есть не имею ЧЕТКИХ, ОСОЗНАННЫХ, ПОДРОБНЫХ ЦЕЛЕЙ семейного воспитания — я неизбежно буду расходовать ресурсы неэкономно и неразумно.
Нет определения целей и целенаправленного их достижения — ребёнок будет формировать личность и умения хаотично. Куда это выведет — сказать сложно. Может в итоге вырастет хороший, трудолюбивый человек. Может нет.
Но это — в любом случае НЕ ПРО ВОСПИТАНИЕ.
➡ Цели воспитания — это то, что родитель хочет получить к взрослому возрасту детей. К 25 годам примерно, так как в этом периоде мозг заканчивает свое формирование. Я мыслю как нейропсихолог).
Проанализировав, 8 лет назад, цели воспитания для своей 13-ти летней дочери и 2-хлетнего сына, я получила огромную таблицу по каждому ребенку. Подробную, разбитую на три большие части.
Берите и пользуйтесь плодами:
И в каждой части — множество пунктов, разделённых на годы взросления ребенка.
= В каждом возрасте ведь ребёнок приобретает новые возможности мозга и тела, и я могу достигать своих целей на ином уровне.
Скажем , навык уборки территории можно начать формировать ещё до года. В 10 месяцев это будут одни воспитательные действия , а в 10 лет — совершенно другие. В 16 — тем более.
А цель — чтобы к взрослому возрасту мой ребенок умел поддерживать порядок, рационально распределяя вещи, предметы, разумно тратя усилия и понимая ценность этих действий (это уже про мировоззрение в данной области жизни).
Так вот, подробненько, я расписала свои цели, вот и вышла огромная таблица. Как же мне это помогло и помогает до сих пор!
================================
Вот несколько правил и подсказок, как ставить цели по воспитанию:
✔ Начинайте с конца — с того к чему хотите привести своего ребенка.
Сформулируйте идею и конкретизируйте ее.
«Хочу, чтобы был хорошим» или «хочу, чтобы жил счастливо» — это не конкретно.
Ищите чёткую формулировку. Чем чётче прописана цель, тем реальнее ее достичь.
Определите, что должен знать и какими навыками обладать ребенок к взрослому возрасту для достижения этой цели.
Продумайте как именно в каждом возрасте ребенка вы будете его вести к этой цели.
✔ Продумайте, какими ресурсами для достижения цели ВЫ обладаете и какие понадобятся.
Какое у вас мировоззрение по данному вопросу. Потому что » хочу/думаю» и «есть по факту в наличии» — это две разные вещи.
Проясните для себя темы для изучения в тех областях, где вы не сильны.
Проанализируйте , как вы действуете в повседневности, что вы уже показали ребенку своим поведением полезного для достижения цели. Или наоборот , не полезного.
Что уже рассказали, показали, что надо повторить.
✔ Определите текущий уровень знаний/навыков у ребенка (относительно вашей цели).
Что ребенок уже взял от вас или от других людей, как он УЖЕ действует, думает, насколько его текущий уровень знаний-навыков приближает его к цели или наоборот.
Проанализируйте все потоки уже входящей информации вербальной и не вербальной для ребенка: дома, в школе у друзей, родных.
✔ Наметьте план — как будете внедрять свои цели по отношению к ребенку. Что скорректировать.
Как, кто, когда это будет делать.
✔ Начинайте потихоньку действовать.
Можно все прописать в заметках в телефоне. Пусть для начала и не систематизированное. Постепенно будете дорабатывать.
=============================
!!! Будучи крайне занятой мамой с низкими ресурсами — лечение, боль, необходимость обеспечивать семью (работаю оньайн, лежа) , я получила почти все, что планировала в воспитании личности и мировоззрения дочери и сына.
Все основные цели достигнуты. Дочери уже 21 год, и я с уверенностью могу это утверждать.
Все, кто ее знают, не дадут соврать — человек получится чудесный, духовно сильный, адаптивный, может и посочувствовать, и помочь, и за себя постоять, по необходимости, и обеспечить себя, и мой единомышленник, и ЗОЖ. Многое можно написать, да стесняюсь хвалить. И она не сильно любит такой пиар). С сыном- в процессе, ему 10. Промежуточные результаты радуют.
Я к тому, что не голословно говорю, а есть подтверждение верности моих размышлений и действий. Есть результаты РАССУДИТЕЛЬНОГО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ. И безусловно, все это подтверждено и научно, как я уже писала, основа всего — научный подход.
❗Даже имея очень ограниченные возможности и очень повышенные потребности, даже находясь в крайне тяжкой психологической ситуации много лет, родитель может дать своему ребенку отличное воспитание, вырастить цельную, самостоятельную, здоровую личность. Что уж говорить про родителя — не инвалида, там все еще реальнее.
Мне очень помогали профессиональные знания. На момент начала моей инвалидности и болезни я уже имела багаж опыта работы с родителями и знаний о воспитании. Нейропсихология, психология, перинатальнвя психология, нутрициология и остальное. Но про ЦЕЛИ так глубоко не думала. И не прописывала их. А это ведь очень важно!
➡ Прописать цели воспитания так, чтобы все эти РЕАЛЬНО РАБОТАЛО без специальных знаний не выйдет.
:::: Во-первых, надо уметь формулировать. «Хочу, чтоб умел дружить» — это не цель, это ваши хотелки и только.
:::: Во-вторых, чётко сформулировать цель воспитания — не достаточно.
Надо еще понимать, КАК к ней ребенка привести. Через много лет совместной жизни с ним.
ВАШЕГО конкретно ребенка, а не какого-то там, среднестатистического, по описанию из возрастной психологии. Ведь у вашего ребенка есть индивидуальные особенности, кроме возраста.
ЧТО ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ при постановке целей воспитания:
== Темперамент (влияет на реакции ребенка и еще кучу всего) , самооценка, уровень развития мозга определённый, в каждом возрасте.
== Текущие возможности психики (астеничный, высокочувствительный, тревожный ребенок не имеет много сил на реализацию ваших завышенных ожиданий от него)
== Определённые, присущие вашему ребенку особенности работы мозга необходимо учитывать всегда. Например, латеральный профиль — это влияет и на мышление, и на возможности к обучению знаниям и навыкам; ведущие модальности — как именно ВАШ ребенок воспринимает информацию (когда вы ему что рассказываете или обучаете наукам).
Многое важно знать про ребенка и помимо вышесказанного.
== Наличие психотравм (сплошь и рядом дети с этим живут, а родители даже не знают, что это так). Это влияет на готовность сотрудничать с родителем и на многое другое.
== Уровень адаптивных возможностей — устойчивость мозга вашего ребенка к стрессам и нагрузкам. Зависит это от того, как ребенок внутриутробно формировался, как рождался, как первые годы воспитывался.
Я подробно рассказывала об этом в предыдущем уроке. Про Треугольник личности.
Кроме этого важно учитывать свои особенности. Треугольник личности для родителя столь же актуален для того, чтобы цели сформулировать достижимые и адекватные возможностям каждой стороны.
Сложно? Ну…да. Не просто. Но ведь это нормально. Компьютер запрограммировать вон как не просто. А тут — человек. Суперкомпьютер (мозг), личность, психика, душа. С чего просто-то будет?
Сложно, но возможно. Если знать своего ребенка, цели воспитания и КАК их достигать.
Я обучаю родителей всему, что умею сама. Как профессионал с большим стажем , и как мама. Не просто знаю, а УМЕЮ. Это важно.
Знать и делать — разные вещи. Я столько «шишек» набила, пока выверяла свою систему экспертного родительства и воспитания. Очень много, поверьте.
А потом на огромном количестве клиентов все проверила-перепроверила, в разных случаях, в разных семьях. И это тоже про «уметь», а не просто «знать».
И теперь я передаю родителям эти знания таким образом, чтобы они поняли, родительство — это просто, если знать КАК.
Как вы уже поняли, я не только мама, я еще и профессионал. Детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель и руководитель детского центра «Лесенка», автор публикаций и автор обучающих курсов.
Из всего моря полученной и проработанной мною профессиональной психологической (и не только) информации, в которую я погружалась с головой с 18 примерно лет, я сегодня использую только то, что отвечает моим внутренним требованиям. А именно: безопасность, практичность, эффективность.
Все эти годы я много работала с клиентами в центре.
За 15+ лет (начиная в центре с работы директора и параллельно — ассистента в Монтессори-классе), я помогла очень многим своим клиентам растить детей С дисциплиной БЕЗ раздражения. После занятий со мной в их семьях становилось больше любви, спокойствия и тепла в отношениях. Больше желания сотрудничать у детей, больше послушания и уважения к родителям.
Больше порядка и дисциплины, доверительности и любви:
Последние 2 года я работаю с родителями только в онлайн-формате.
К сожалению, не было другого варианта, но в онлайн-формате есть и свои плюсы, безусловно. Как минимум, это письмо Вы читаете онлайн)
Уже завтра я поделюсь с Вами своей 7-шаговой СИСТЕМОЙ, которая поможет сделать родительство спокойным, а воспитание — эффективным.
По традиции в 18:00
А пока, для того, чтобы зафиксировать у себя информацию из этого урока, напишите в комментариях как Вы сформулируете ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ для своего ребёнка? Исходя из того, что хотите видеть в итоге и своих ресурсов.
P. S. Я считаю, что один из главных принципов в онлайн-обучении — это доверие.
Но по столь короткому рассказу сложно узнать человека.
И тут я вспомнила, что в прошлом году Центр развития и защиты детства «Вверх» взяли у меня интервью. Я человек не медийный, информацию личную не люблю обнародовать. Но журналист нашла слова, чтобы меня убедить))
Разговаривали о вере, которая может быть разной глубины, о переживании серьёзных потерь, о глобальном личностном перевороте после этого, о рассудительном родительстве, о детской лени и астении, о детской депрессии и об «отключённой» мотивации.
Короче говоря, о том, что в жизни и в воспитании главное (в моём понимании):
Если Вас заинтересовал мой подход — прочитайте интервью.
И конечно же, буду рада вашим откликам.
Пишите Ваши осознания и вопросы в наш чат Вконтакте, где вам ответят детский нейропсихолог Ирина Коваль, автор проекта «Психология родительства» и ее помощники
⇓⇓⇓⇓⇓