Странно, что до сих пор и в школах и в садах, да и сами родители часто ориентируются на ОБЩИЕ нормы. Которые в большинстве своем никакого отношения к реальности не имеют. Больше того, ведь начинаются попытки подогнать под стандарты, отсюда беспокойство, напряжение, даже чувство вины “мой ребенок отстает”.
Все дети — разные:
Поэтому с одним ребёнком вполне может помочь и популярный лайфхак, а другому он лишь навредит и оставит у него психологические травмы.
Вот из-за такого подхода “для всех” и нет результатов, так и приходит неверие в психологию, психологов и возможность что-то изменить.
Хорошая новость в том, что исправить ошибки в воспитании относительно просто — надо начать с подготовки прочного фундамента. А чтобы его подготовить — сперва надо изучить грунт. Согласитесь, сложно построить крепкий и устойчивый фундамент на болоте.
Существует миф, что 85% умений, навыков и интеллектуальных способностей развиваются в возрасте до 3 лет. Но правда в том, что этот миф пришёл к нам из книги 70-х годов прошлого века. Написал её японский журналист(!), и дал ей броское запоминающееся название “После трёх уже поздно”.
Книга написана на заре исследований мозга ребёнка, а после этого исследований было проведено огромное количество.
Например, МРТ-исследования, которые выполнялись в течение нескольких лет на одних и тех же людях, подтвердили, что мозг перестраивается до 25 лет. Особенно активно перестройки идут в префронтальной коре — области лобных долей мозга.
Вы можете успеть исправить многие ошибки воспитания и помочь своему ребенку войти во взрослую жизнь более гармоничной личностью, даже если ему 15-18 лет.
“Треугольник личности” Вашего ребёнка
Я — детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель и руководитель детского центра “Лесенка”, автор публикаций, автор обучающих курсов и мама дочери и сына (21 год и 10 лет).
Более 15 лет своей жизни я посвятила изучению воспитания.
У меня несколько высших образований, в том числе, психологическое.
Но на одних дипломах все не закончилось, я продолжила черпать знания отовсюду:
Книги — специалисты — обучения.
И снова…
Книги — специалисты — обучения.
И много практики.
Я вижу в этом своё предназначение — помочь родителям воспитать своих детей в гармонии, спокойствии и любви. Без раздражения. Без нервных срывов. Без стрессов.
И для этого я опираюсь на НАУЧНЫЙ ПОДХОД и достижения в области детской психологии и нейропсихологии.
Любое воспитательное действие имеет смысл начинать с диагностики, чтобы провести анализ текущей ситуации, понять положение дел и подготовить индивидуальный подход к ребёнку.
Первый угол — это физические качества.
Сюда входят:
Об этом психологи практически не говорят, так как эта информация находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин, в том числе, физиологии и нутрициологии.
Я знаю, насколько важно учитывать физические качества каждого ребенка в его воспитании.
С точки зрения нейропсихологии развития (наука о развитии мозга человека), воспитание — это создание условий для стимуляции роста и формирования определённых нейронных связей в мозге ребенка.
Когда ребенок осваивает новое дело – его мозгу сложно. Под влиянием стимуляции (родители заставляют, например, прибирать постель, ребенок пробует делать) мозг активно создает новые отросточки , которыми нейрон сцепляется с другими нейронами. В этом периоде мозг не наладил еще качественное прохождение сигналов по этим новым соединениям, не автоматизировал этот процесс.
Ребенок тратит много усилий и внимания на новое дело. Навык (привычка) еще не выработан.
Если он продолжит делать это дело, то постепенно нейронные связи прорастут везде, где необходимо.
Когда мозг привык, создал и «обкатал» новые связи — навык автоматизируется. Внешне это выглядит так — ребенок выработал привычку и заправляет свою постель не задумываясь, «на автомате», без напоминаний, быстро и ловко.
А теперь самое важное.
Выработка новых мозговых связей — это биохимия. Проращивание новых отростков у тела нейрона требует наличия в организме и использования определённых веществ.
Все в теле строится из молекул.
Кроме того, обмен сигналами между отростками нейронов требует наличия определённых веществ. Отростки не соединены в сплошную линию-провод. Они передают сигналы через крошечные промежутки от кончика одного отростка к кончику другого. Сигнал передается с помощью электричества и частичек вещества, которое «выстеливает» через промежуток.
Представьте, что у ребенка дефицит веществ, нехватка важных нутриентов(витамины, макро и микроэлементы, Омега 3 и т.д.). Из них тело и строит нужные мозгу вещества. Как тогда будут расти новые связи, как проходить сигналы? Некачественно, да.
Ребенок будет забывать делать то что нужно, ведь и для формирования памяти нужны вещества.
Ребенок будет быстро уставать и отвлекаться, ведь для концентрации внимания нужны вещества. Внимание тоже обеспечивается слаженной работой многих нервных цепей.
Ребенок будет не хотеть делать новое дело и отлынивать всеми возможными способами от него, ведь для работы волевых и мотивационных механизмов мозгу тоже нужны вещества .
Родители могут, конечно, орать на ребенка, стыдить, наказывать и запугивать, чтобы он делал, как надо. Создавать сильный стресс.
Но тогда ему перестанет хватать питательных веществ на иммунитет и поддержание контроля эмоций, например. Ребёнок начнёт вываливаться в психосоматику, болезни и «плохое» протестное поведение. Агрессия, обидчивость, лень, капризы — все это, зачастую, результат дефицита нутриентов.
Понимаете, да? Всё, что я перечислила, все высшие психические функции, вся работа мозга и тела завязана на биохимии, на веществах.
Если всего, чего надо: нейромедиаторов, нейротрансмиттеров, аминокислот, жиров и так далее недостаточно или неразнообразны эти вещества, мозг НЕ СМОЖЕТ хорошо работать.
Хоть завоспитывайся, хоть заучись по лучшим программам.
Второй угол — это психологические качества.
Сюда входят:
Давайте рассмотрим пункт «Особенности работы мозга». По моим наблюдениям, бОльшая часть родителей не слишком хорошо знает эту информацию о каждом своем ребенке. Из-за этого возникают серьезные сложности воспитания.
Тип нервной системы ребенка
То есть, сочетание силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Обычно это называют словом «темперамент». Без учёта темперамента воспитывать ребёнка весьма ресурсозатратно, с учётом — гораздо эффективнее.
Нейропсихологический статус
Сформированность мозга на данный момент, наличие или отсутствие дефицитарности или функциональной недостаточности, дизонтогенез (отклонения в индивидуальном развитии), что звучит страшно, но по факту в той и иной степени присутствует у большей части современных детей.
Все трудности воспитания, поведения, эмоциональные сложности имеют в основе причины на уровне мозга.
Индивидуальный латеральный профиль.
Какое полушарие является ведущим, какая нога, рука, ухо, глаз. Думаете это не важно? Зря… От латерального профиля зависит очень многое в том, КАК ребёнок вас слышит, как он воспринимает и обрабатывает информацию. Зная эту индивидуальную особенность можно здорово помочь себе в процессе воспитания. И ребенку, конечно.
Ведущая модальность
Какой анализатор в восприятии преобладает, через что ребёнок легко получает основной поток информации. Это слух? Глаза? Кожа? Знание этой индивидуальной особенности очень помогает улучшить качество родителя и ребенка.
Актуальный (не возрастной, а именно сейчас имеющийся у вашего ребенка) уровень развития
Уровень развития разных видов памяти, внимания, восприятия, мышления, речи и прочих высших психических функций. У детей одного возраста они могут очень сильно различаться.
Только что мы очень кратко рассмотрели лишь часть одного угла.
Представьте себе, сколько ИНДИВИДУАЛЬНЫХ факторов влияют на ребенка.
Третий угол — это душевные качества
Сюда входят:
Без проработки Треугольника личности никакое воспитание не поможет. Когда Вы не знаете актуальное состояние ребенка — Вы не можете влиять на него эффективно.
При помощи треугольника личности можно увидеть, что за детскими “истериками”, “ленью, “отсутствием мотивации”, “плохим характером” стоит далеко не “вредность” или желание испортить настроение родителям, а конкретные ошибки воспитания, которые были невольно сделаны в прошлом.
Хорошо изучив своего ребенка, Вы восстановите спокойствие в семье, снизите раздражительность и тревожность и поможете ребёнку экологично и гармонично реализовать себя.
Он начнёт помогать Вам в домашних заботах. Он станет усерднее учиться и выполнять домашние задания. Он почувствует Вашу любовь и в ответ проявит доверие, уважение и любовь.
Надеюсь, информация из этого урока была Вам полезна и интересна.
Завтра, в следующем письме, я поделюсь в вами ценной информацией — информацией о целях воспитания и о трех типах этих целей — биологических, психологических и духовных.
Следите за рассылкой, чтобы ничего не пропустить.
Уже завтра… в 18:00…
P. S.: А чтобы новые знания пустили свои корни и запустили новую нейронную реакцию — я предлагаю написать в комментариях свои главные выводы после урока.
Что стало для Вас самым ценным?
Ваш комментарий поможет другим родителям увидеть эти уроки и познакомиться с моделью осознанного воспитательства без раздражений, без срывов и стрессов.
Спасибо))
Пишите Ваши осознания и вопросы в наш чат Вконтакте, где вам ответят детский нейропсихолог Ирина Коваль, автор проекта «Психология родительства» и ее помощники
⇓⇓⇓⇓⇓